«Тяжело в учении, легко в бою»: о тракторах/бульдозерах «ЧТЗ – Уралтрак»

23.01.2017
«Тяжело в учении, легко в бою»: о тракторах/бульдозерах «ЧТЗ – Уралтрак»

Родом из Советского Союза

Тракторостроение в Советском Союзе было достойной и весьма развитой отраслью. К примеру, ленинградские сельскохозяйственные тракторы «Кировец» изготавливались на одном из старейших и самых знаменитых заводов - флагманов машиностроения, и во время войны на их базе быстро было налажено производство танков (которые, как и бульдозер, являются гусеничной машиной). «Кировский завод» утратил былую славу, как и множество других промышленных гигантов России, только в эпоху прихода рыночной экономики и приватизации предприятий в 90-х годах. Всегда был известен своей продукцией производитель колёсных тракторов марки МТЗ – «Минский тракторный завод», и модель МТЗ-82 – до сих пор лидер по популярности на тендерах, проводимых дорожно-строительными компаниями на закупку больших объёмов запчастей.  Челябинский завод «ЧТЗ – Уралтрак» специализировался всегда на тракторах и бульдозерах промышленных, выпуская мощные гусеничные тягачи, славившиеся своей проходимостью по болотам, целине и бездорожью, применявшиеся для разработки сложных – скальных, трещиноватых, мёрзлых – грунтов.

Что же творится в этой сфере сейчас? Из положительных моментов можно отметить, что сохранившиеся после становления «дикого рынка» заводы, несмотря на все трудности в течение последних 25-ти лет, модернизировали свои машины, работали над созданием новых моделей – с большей проходимостью, увеличенной производительностью бульдозерного отвала, плавностью регулировки тягового усилия и т.п.

К примеру, очень популярные в России марки трактора Т-130, Т-170 и бульдозера Б-170 «ЧТЗ-Уралтрак» имели механическую коробку передач. Одно из основных отличий Б10М от Т-170 (Б-170) сейчас – гидромеханическая трансмиссия, то есть более совершенный узел управления, включающий гидротрансформатор, планетарную 5-рядную коробку, систему клапанов для управления трансмиссией. Справедливости ради упомянем, что и «Кировский завод» в Петербурге, несмотря на то, что давно остановил конвейер и выпускает теперь мало единиц техники в месяц, также имеет в конструкции трансмиссии своего трактора гидротрансформатор - сложный узел, практически не ремонтируемый вне условий завода-изготовителя. Аналогичные изменения коснулись приводов и современных отечественных автогрейдеров ДЗ-98, и погрузчиков «ЧСДМ» (например, В-140). Все эти факты говорят о том, что тенденция к улучшению, созданию современных моделей спецмашин всё же происходила в нашей стране, и одновременно на многих крупных предприятиях, несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию становления совершенно другого, непривычного для нашей страны строя.

Каков сейчас современный челябинский бульдозер?

Современный бульдозер Б10М «ЧТЗ – Уралтрак» - очень серьёзная машина, способная как тянуть груз (навесной инструмент) за собой по пересечённой местности на жёсткой или маятниковой сцепке, так и работать несколькими видами отвалов Т-170, Т-130 и кирковочным устройством, перевозить на себе (при некоторых модификациях гидравлической системы в части насосной станции) буровое оборудование. Здесь отметим отдельно, что шнековое буровое оборудование, которое изготавливает скважины глубиной 12-15 метров и диаметром 150-600 мм, устанавливается именно на гусеничный тягач Б10М не случайно. Для геологической разведки или изготовления скважины «несущая» машина часто должна зайти в такую ещё не разработанную местность, где не пройдёт другая техника.

Модификации бульдозера Б10М привели в настоящее время к тому, что про эту машину можно сказать: «тяжело в учении – легко в бою». Её конструкция как в части гидромеханической трансмиссии, так и управляющей гидравлики, а также бортовых редукторов, фрикционов, муфты сцепления теперь весьма сложна, и неспециалисту в этой области очень трудно в ней разобраться. Часть узлов (например, конструкция бортового редуктора возле ведущего колеса гусеницы) уникальна и не встречается у других похожих машин. Зато специалист-оператор, находясь в современной эргономичной кабине Б10М с широким обзором и защитой ROPS – FOPS (от переворота и падения предметов), может плавно переключать передачи, легко поворачивать и тормозить, имеет тяговое усилие свыше 150 кН, которое автоматически бесступенчато регулируется в зависимости от тягового сопротивления. КПД трансмиссии относительно предыдущих моделей также повышено.

Технические особенности, модификация «болотоход»

Состояние загрязнённости (фильтрации) масла для гидротрансформатора и для смазки ротора турбокомпрессора, воздуха для образования горючей смеси отслеживается электрическими датчиками. В бортовых фрикционах примерно с 2003 года – металлокерамические диски трения с ресурсом до 10 000 моточасов, что примерно равно времени, когда нужно ставить на обслуживание сам дизель. Продумана система пуска дизеля, в том числе в очень холодном климате, - электростартерная либо с помощью дополнительного бензинового карбюраторного двигателя, который страгивает с места маховик коленвала основного дизеля. Есть различные варианты обогрева и кондиционирования кабины. Кабина установлена на виброгасители.

Разработана и такая модификация бульдозера Б10М, как специализированный трактор-болотоход Б10МБ. Такие машины активно используются в лесных хозяйствах регионов России, где порой можно проехать с многотонным грузом только по зимнику (например, Сыктывкарская область). На гусеницы для работы на болотах надеваются специальные болотные цепи, которые сцепляются с основными башмаками. При разработке этой модели были внесены серьёзные изменения в конструкторскую документацию на Т10М с целью повышения проходимости машины на слабых грунтах, понижения удельного давления на грунт.

Уральский дизель – это звучит гордо

Гордостью завода «ЧТЗ – Уралтрак» был и остаётся многотопливный 4-тактный дизельный двигатель, устанавливаемый на трактора Т10М и бульдозеры Б10М (в настоящее время – только Д-180), который сам по себе является сложной самостоятельной системой и машиной весом 2 тонны. Помимо десятилетиями отработанной мощной конструкции коленвала и его маховика, распредвала, самих цилиндров и их шатунов, дизель включает несколько систем – газораспределения, смазки, охлаждения, подачи топлива (топливный и топливоподкачивающий насосы). В части подачи воздуха в дизель для получения горючей смеси, поджигаемой в камерах сгорания (цилиндрах), с годами также производятся улучшения. Современные машины уже имеют турбокомпрессор - либо отечественный (ТКР 8,5С или К27), либо даже немецкий Deutz. Система подачи воздуха снабжена качественной двухступенчатой системой очистки (мультициклон, система фильтров).

Что делается сейчас на этом рынке

Завод «ЧТЗ – Уралтрак» не останавливается на достигнутом и продолжает работать над ещё более совершенными моделями.

При этом не стоит говорить только о техническом прогрессе и улучшениях, стоит учитывать и реальную ситуацию на российском рынке. Она состоит в том, что уже не первый десяток лет далеко не каждая компания, как занятая отгрузкой сахара в больших объёмах, так и строительная (если не брать столичные города), может позволить себе покупку новой спецтехники. В последние «кризисные» годы запчасти значительно популярнее самих машин, к тому же в 2016-м году по возможности покупки компаниями новых или б/у тракторов и бульдозеров чувствительно ударил утилизационный сбор.

Кто-то из заказчиков старается накопить на бульдозер Shantui (Китай), который значительно дешевле продукции «ЧТЗ – Уралтрак», а дилеры этого производителя в России намекают в общении с клиентом, что дела у челябинского завода-гиганта идут не очень хорошо. Кто-то уже не один десяток лет работает на старой машине «ЧТЗ – Уралтрак» модели Т-170 или Б-170 с механической коробкой и восстановленным дизелем, покупает запчасти, и эта надёжная машина во многом его выручает. На рынке встречаются заказчики, которые до сих пор пытаются выбрать между ремонтом уже значительно повреждённой машины «ЧТЗ-Уралтрак» 1991 года выпуска (стоимость ремонта примерно 800 тысяч рублей) и покупкой нового бульдозера. Если регулярно анализировать тендеры на запчасти к спецтехнике на российском рынке, которые часто объявляют крупные компании-нефтяники или добытчики полезных ископаемых, тракторы и бульдозеры Т-170, Б10М, Б-170 попадутся десятки и сотни раз, спрос на эти запчасти велик.

Об отличиях модификаций Т-170, Б10М, Т10М

В заключение приведём разъяснения по поводу некоторых моделей в самых общих чертах, а именно отличия Б10М ОТ Т-170:

  1. Трактор Т-170 (более не выпускается, существует на рынке в виде б/у): механическая 4-вальная коробка передач, шестерни постоянного зацепления, 8 скоростей при движении вперёд, 4 скорости реверса. Коробка бывает приспособлена (не приспособлена) для подсоединения вала отбора мощности -  например, для установки бурового оборудования. Стандартная комплектация – 5-катковые гусеничные тележки. Дизельный двигатель – Д-160 (теперь не выпускается) либо Д-180. Мощность двигателя – 125 кВт (170 л.с., что и отображено в названии модели). При использовании двигателя Д-180 значительно увеличивался (на 25%) крутящий момент трактора, и его технические характеристики приближались к характеристикам следующей модели – Т10М.
  2. Трактор Т10М: выпускается с июля 2003 года, механическая или гидромеханическая трансмиссия (ГТР, 3-ступенчатая планетарная коробка передач, управляющая гидравлика). Бесступенчатая регулировка тягового усилия в зависимости от тягового сопротивления, за счёт гидравлики. Дизель Д-180, эксплуатационная мощность до 132 кВт (180 л.с.). Усовершенствованная конструкция бортовых фрикционов с металлокерамическими дисками.
  3. Бульдозер Б10М: трактор Т10М с бульдозерным или рыхлительным оборудованием. Гидравлическая машина с ГМТ. В конструкции применены длинноходовые цилиндры, в т.ч. с целью установки на переднюю часть машины бульдозерного оборудования, за счёт чего снижено давление в гидравлической системе, повышен ресурс узлов. Точки крепления гидроцилиндров вынесены вперёд для максимального использования массы машины при бульдозировании. Улучшена и сделана более доступной для обслуживания компоновка моторного отсека. Применяются различные виды отвалов и кирковщиков для разных грунтов.

Как на старые, так и новые модификации бульдозеров (Т-170, Б10М) устанавливаются в качестве навесного оборудования:

  • сваебои, трубоукладчики, кабелеукладчики;
  • различные виды отвалов (прямые, полусферические, с гидрораскосом);
  • корчеватели и рыхлители;
  • тяговые сцепки и т.п.

Каталог нашей тракторной техники

Бульдозер Б10М
Цена: 4 455 000 руб.
Бульдозер-болотоход Б10МБ
Цена: 4 500 000 руб.
Бульдозер Б10М.0101-ЕН
Цена: 4 275 000 руб.
Бульдозер Б10М капремонт
3 475 500 руб.
Цена: 3 250 000 руб.
Бульдозер Б10
Цена: 1 300 000 руб.
Бульдозер 10 тягового класса
Цена: 1 500 000 руб.
Бульдозер Б10М новый
Цена: 3 800 000 руб.
Бульдозер Б10М капитальный ремонт
1 785 000 руб.
Цена: 1 700 000 руб.
Бульдозер Б10М.0101
Цена: 2 800 000 руб.
Бульдозер Б-170
Цена: 1 200 000 руб.
Бульдозер Б10МБ
2 570 000 руб.
Цена: 2 400 000 руб.
Бульдозер Б10М.0111
1 690 000 руб.
Цена: 1 600 000 руб.
Бульдозер болотоход Б10Б.0121-2В4
4 640 000 руб.
Цена: 4 200 000 руб.
Бульдозер Б10М.0111-ЕН
Цена: 1 740 000 руб.
Бульдозер Б10М.0101Е
Цена: 4 275 000 руб.
Бульдозер Б10М.0111-1Е
Цена: 4 175 000 руб.

Примечание:

Компания «Машсервис» продаёт как новые бульдозеры Б10М с завода с гарантией, так как мы – давний проверенный дилер «ЧТЗ – Уралтрак», так и восстанавливает на своей ремонтной базе более старые машины, например, Б-170. Для всех этих моделей у нас много запчастей на складе – в первую очередь, для гусеничного хода (опорные катки, траки, ведущие колёса, ленивцы, детали бортовых редукторов), а также и для дизельного двигателя. Заказчики спрашивают о них постоянно, и мы к этому готовы. Видео тестирования Б-170:

Написать комментарий

Спасибо! Ваш комментарий будет опубликован после модерации.
Покупаем запчасти
Наши акции
Рассылка: