Главная передача Б10М
Главная передача с бортовыми фрикционами как узел привода движения и торможения уральского трактора Т10М (его модификации – бульдозера Б10М) имеет отношение к исполнению машины с гидромеханической трансмиссией.
Смотрите также: Бульдозер Б10М.0101Е по ССЫЛКЕ
Если посмотреть на сборочный чертёж этого узла, мы увидим, что бортовые фрикционы как фрикционные муфты сцепления левая и правая зеркально развёрнуты в сборке относительно друг друга и сопрягаются с двумя шлицевыми концами вала 24-16-1, несущего на себе коническую шестерню 16354 (64-16-1). Каждый бортовой фрикцион в сборе состоит из двух барабанов – внутреннего и внешнего. На внутреннем находится комплект металлокерамических фрикционных дисков, внешний же барабан мы видим как корпус фрикциона, но он так же, как и внутренний, входит в зацепление с зубцами по контуру каждого из дисков. Упомянутая коническая шестерня с круговым зубом сопрягается с валом коробки передач, заодно с которым изготовлена для неё ответная коническая шестерня. Крутящий момент на эту шестерню главного вала передаётся от планетарной 5-рядной коробки передач трактора с гидромеханической трансмиссией. То есть, по факту, в этом зубчатом зацеплении шестерня вала коробки является ведущей, а зубчатое коническое колесо 16354 (64-16-1) на валу фрикционов – ведомым.
Состав узла
Таким образом, узел главной передачи с бортовыми фрикционами состоит из:
- бортовых фрикционов правого и левого;
- вала 24-16-1, сопрягаемого с узлами фрикционов двумя концами;
- конического зубчатого колеса (шестерни) главной передачи 16354 (64-16-1);
- фланцев 50-16-20 с тыльной стороны фрикционов (их в сборке два);
- других соединительных деталей и подшипников 7516А (два).