КПП ДЗ-98
Коробка передач ДЗ-98.10.04.000 автогрейдера ДЗ-98 это основной агрегат трансмиссии, предназначенный для обеспечения двух режимов работы машины, «транспортного» и «рабочего» на трех передачах, с возможностью их полного реверса, а также для подключения в работу ведущего переднего моста. Подвод мощности к заднему и среднему мосту организован через прикрепленный к корпусу коробки передач раздаточный редуктор, имеющий общую полость для трансмиссионного масла с коробкой. Подача масла под давлением в коробку, а также забор масла из раздаточного редуктора осуществляется через маслопроводы от масляного насоса, расположенного в картере редуктора привода насосов, который размещается под промежуточным редуктором машины.
Смотрите также: КПП на Т-130, Т-170
Коробка четырехвальная, состоит из корпуса, закрывающегося крышкой. В корпусе коробки размещены: первичный вал с шестернями передач, установленными на зубчатых муфтах, вал реверса с муфтой и шестернями реверса, вал мультипликатора с муфтой мультипликатора и шестернями, промежуточный вала с шестернями. С наружной стороны подшипниковые опоры валов закрыты крышками. Коробка передач смонтирована на несущей раме автогрейдера под кабиной так, что кулиса переключения передач располагается справа от места механика-водителя. Коробка передач собрана в стальном составном корпусе, элементы приводов управления переключением передач, мультипликатором и реверсом размещаются на корпусе коробки.
Смена режимов работы коробки ДЗ-98.10.04.000 и смена скоростей организованы подвижными зубчатыми муфами, размещенными на первичном валу, валу реверса и валу мультипликатора, которые перемещаются вилками под действием механизма управления коробкой передач, который монтируется сверху и на боковой поверхности корпуса коробки. Схема КПП автогрейдера ДЗ-98 позволяет получить три независимых передачи, число которых может быть удвоено с помощью мультипликатора. Передачи не синхронизированы. Передачи для движения назад получаются путем полного реверса трансмиссии с помощью муфты переключения реверса.
Смазка коробки передча грейдера ДЗ-98 комбинированная (разбрызгиванием и под давлением). Подвод трансмиссионного масла для кпп ДЗ-98 организован ко всем труднодоступным местам, которые не могут быть смазаны разбрызгиванием с помощью проточек в валах и втулках подшипниковых опор. Также в нижней части корпуса коробки передач располагается муфта переднего моста, которая позволяет направить часть мощности двигателя на карданную передачу переднего моста, соединяющую фланец вала мультипликатора коробки с фланцем главной передачи переднего моста и обеспечить полный привод на все мосты автогрейдера. Контролировать уровень масла в коробке необходимо через контрольное отверстие, выполненное в задней стенке промежуточного редуктора.