Кабина Б10М
При описании любых моделей отечественной спецтехники, составлении каталога её узлов и деталей всегда отводится отдельное место и внимание конструкции кабины. Любой производитель российских автокранов, тракторов, бульдозеров с течением времени при создании новых моделей и исполнений машин старается усовершенствовать и кабину. Например, кабины старых гусеничных кранов и автокранов «угловатые» по конструкции, но всегда уделялось очень большое внимание размеру стёкол, обзорности, герметичности установки стёкол и дверей. Современные кабины становятся обтекаемыми, в результате чего увеличивается обзорность, лобовое стекло становится ещё больше, расположение органов управления – эргономичнее.
Такие же процессы усовершенствования происходили и при появлении новых моделей промышленных тракторов (бульдозеров) производства «ЧТЗ – Уралтрак», при историческом «движении» от тракторов Т-130 и Т-170 к новому современному бульдозеру Б10М с гидромеханической трансмиссией. Кабина спецмашины – это, по сути, герметично закрытое от внешней среды место за пультом, рычагами и педалями, где сосредоточены все органы управления и находится человек, быстро принимающий решения в порой совсем непростых условиях, и он по возможности должен чувствовать себя комфортно, чтобы принимать эти решения правильно. В случае промышленного трактора (бульдозера), к примеру, более важна возможность «заднего обзора» рабочей зоны, чем в случае подъёмных кранов, так как сзади трактора используется жёсткое прицепное устройство, которое тащит груз, работает кирковочное либо другое навесное оборудование (спереди действует отвал). Поэтому в процессе усовершенствования кабины трактора Т10М (бульдозера Б10М) конструкторским решением явилась не обтекаемая кабина с очень большим лобовым стеклом, а 6-гранная современная кабина со стёклами на всех сторонах и дверях, что увеличило обзорность на 60%. Кабина трактора Т10М с механической трансмиссией была 4-гранной. Про современную кабину последней модели трактора (бульдозера) «ЧТЗ – Уралтрак» специалисты говорят, что она стала жёстче по конструкции, а также герметичнее.
Трактор часто разрабатывает участки местности, в том числе со сложными грунтами и рельефностью, где в кабину летят земля, брёвна, камни, поэтому используются специальные устройства защиты от падающих тяжёлых предметов. Каркасная система (защитный навес и рама), защищающая оператора в кабине от падающих сверху камней и при опрокидывании, носит название ROPS-FOPS (с английского – roll-over protective structures, falling-object protective structures). Оператор в кабине постоянно испытывал бы толчки и удары со стороны почвы, если бы современная кабина не была установлена на виброизолированной платформе, а также сидение не было бы подрессорено. В современной кабине более эргономичный щиток приборов, устанавливаются отопители различных моделей и кондиционер, есть солнцезащитные шторки, сидение (например, типа Pilot) настраивается по росту и весу оператора.