Проблемы получения заказов в дорожном строительстве: ремонт дорог и коррупция
"Сегодня Веня линии нет четкой,
Страна шагает блядскою походкой.
И круглосуточно торгует водкой.
И даже муза в бизнес подалась."
Банников Е.Г.
- Вступление
- Откуда они взялись… или были всегда
- «Город синих заборов»
- «Зачем громко, если можно тихо…»
- Немного о дорогах: что получается
- Анализируйте Ваши позиции: не соглашайтесь ехать в Страну дураков
- Тендеры «для своих»
- Примечание об отечественной и импортной спецтехнике
- Выводы
Несмотря на то, что в сфере строительства российских дорог, что можно узнать из многих информационных источников, до сих пор действуют и новые, и старые (40-летней давности) СНиПы и ГОСТы, - это одна из сфер нашей экономики, теория для работы в которой проработана глубочайшим образом. Хотите узнать, какие есть способы строительства дорог, анализа качества асфальтобетонной смеси в лабораториях, - наберите соответствующие термины в поисковой строке Интернета и получите мегатонны информации. В этой сфере работает много организаций, от частных подрядчиков и крупных монополистов до московских институтов «РосДорНИИ» и «МАДИ», определяющих все нормы и политику дорожного строительства в стране. И зимой, и, в особенности, летом, когда начинается сезон, ежегодно проводятся огромные объёмы дорожных работ – как связанных с ремонтом, так и прокладкой новых трасс. Казалось бы, у строительных организаций, имеющих необходимый парк спецтехники, никогда не должно быть проблем с работой и заказами. На практике же это выходит не так – везёт далеко не всем.
Откуда они взялись… или были всегда
Автор данной статьи возьмёт на себя ответственность утверждать, что уже банальная в России фраза «Наша великая проблема – дураки и дороги», наверное, никогда не была стопроцентно верной. Любой дурак, как известно, умный для себя (для своего кармана), и, вполне возможно, как раз дураков в России крайне мало. Ранее в Америке бытовал афоризм, даже написанный в виде лозунга на многих учреждениях: «Если ты такой умный, то где же твои денежки?». В 90-х годах ХХ века, когда наша экономика круто изменила курс, и общество сделало семимильный шаг назад в своём развитии, этот лозунг пришёл и к нам. Людей с горячим сердцем и чистыми руками, готовых учиться и работать не на своё благо, а во имя страны и человечества (отметим, что это основной признак интеллигента, а вовсе не количество высших образований), заменили «тихие торгаши» и «бандюки».
Со времён Александра Меншикова (кстати, достаточно талантливого государственного деятеля), которого прилюдно бил по лицу Пётр Первый, заметивший, что строившие порт работники едят зелёный плесневый хлеб, в нашей стране в определённых кругах всегда существовал негласный культ «людей, умеющих пристроиться». В 90-е годы прошлого века этим людям сказали: вы свободны и можете больше не стыдиться и не прятаться, вы – с вашей психологией - теперь главные.
Тогда в нашем обществе стартовал этап первоначального накопления капитала (ведь в Советском Союзе ни у кого не могло быть больших денег, им просто взяться было неоткуда!), движение «из грязи в князи». Что из этого вышло почти через 30 лет? В настоящее время не факт, что самый умный первым поступит в институт. Коренной житель крупного города, семья которого проживает в нём не первое столетие, далеко не первым получит место в детском саду и школе для ребёнка. Также и не каждая честно работающая компания, которая имеет бульдозеры, автокраны и хороших специалистов, может рассчитывать на заказы в строительстве. Чтобы где-то преуспеть, нужно заранее хорошо подготовиться и «закорешиться» с нужными людьми.
Если директор какой-то фирмы, давно и успешно поставляющий оборудование различным заводам, решит вдруг поставлять нефтяникам, у него с высокой вероятностью этот бизнес не получится. Ему будут объяснять, что для успеха в этом деле нужно не съездить пару раз в командировку в Нижневартовск или Нефтеюганск, а родиться в Нефтеюганске.
Если какие-то компании много лет продавали на нашем рынке спецтехнику для дорожного строительства, при наступлении кризиса 2013-2016 годов у них однозначно возникали проблемы с продажами, притом особенно острые, если часть техники была импортной. У всех, кроме тех, которые ещё при своём основании имели связи с московскими институтами по дорожному строительству. У них бывают заказы всегда, несмотря на высокие цены, а тендеры на машины и услуги просто не будут объявляться или проводятся формально. В менеджменте этой сферы такое явление называется искусством «не доводить клиента до тендера», что для самой такой компании, конечно же, хорошо, потому что тендеры действительно могут путать карты и не давать зарабатывать.
«Город синих заборов»
Если привести пример города Санкт-Петербурга как одного из крупных мегаполисов, то много лет назад он получил негласное название «города синих заборов». Каждое лето начинались очередные «раскопки», связанные с ремонтом дорог, снимались рельсы трамваев, спиливались зелёные насаждения, закрывался проезд по мостам, и половина жителей понимала, что нужно резко менять маршруты как до работы, так и до дачи. Многие годы весенне-летние дорожные ремонты бесконечно изводили жителей, не давая увидеть свой город в спокойном первозданном виде, не изуродованном постоянными ямами, скоплениями спецтехники, кучами песка и земли и синими ограждениями на основных магистралях. Город всё лето задыхался от пробок, и конца и края этому процессу не было видно. Очевидно было, что это хороший крепкий бизнес с разделом сфер влияния, который функционирует и никуда не денется.
Люди постепенно ко всему привыкают, в особенности, если общая идеология заставляет их «смотреть только в свою авоську» и заботиться только о личном выживании себя и своей семьи. Иногда слышны, к примеру, такие разговоры в толпе: «Отчего это качество всей молочной продукции стало таким плохим? Идёт какой-то раздел сфер влияния, что ли?»
В последние два года – возможно, из-за кризиса – тенденция безостановочных дорожных ремонтов в Санкт-Петербурге несколько ослабла, но ещё 4-5 лет назад многие говорили, что «весь город раскопали, а закопать забыли». При этом была и такая удивительная ситуация: если менеджер некой фирмы, предлагающей запчасти к спецтехнике, обзванивал все строительные компании Санкт-Петербурга (возьмём ситуацию на 2016-й год), то получал в большинстве случаев ответы, что… многие из них сидят без работы, и запчасти не нужны, спецтехника простаивает.
Почти все тендеры годами выигрывал один и тот же монополист, в том числе расширяющий трассы Санкт-Петербурга в направлении Финляндии. Что можно было найти на сайте этой всегда побеждающей компании? Практически никакой актуальной информации, описаний проектов и контактов руководства - только красивую заставку и расплывчатую научную статью о том, что плохо для окружающей среды пользоваться вибрационным катком. Этой компании сайт был, в принципе, для её деятельности и не очень нужен.
«Зачем громко, если можно тихо…»
Кто не враг себе, как правило, не будет открыто писать о коррупции в каких-то принимающих решения кругах и их отношениях с компаниями-монополистами. Такие рассуждения необходимо подтверждать фактами и выходить на открытую борьбу, потому что любой коррупционер, не опровергнув выдвигаемые факты, рискует своей репутацией, а также многомиллионным заработком. Ему необходимо будет превратить обвинения в клевету, а за клевету законодательно наказывают. Инструментов для этого у него так же много, как и для организации своей бесперебойной работы.
Такие проблемы решаются на уровне государства. Как говорится в теории менеджмента, один человек не может победить организацию – организация побеждается только другой организацией. Сеть отношений, создаваемых коррупционером, - это организация сильная, она работает за большие деньги и будет за них сражаться.
Немного о дорогах: что получается
Что же касается качества самих дорог, которые строят и ремонтируют, то здесь можно выделить несколько наблюдений.
Новые построенные дороги поначалу смотрятся очень красивыми, решающими много проблем. Через пару лет многие из них начинают разрушаться, покрываются вдавленными колеями и ямами. Слухи о том, что при строительстве той или иной кольцевой автодороги мегаполиса было похищено от 30 до 70% средств, выделенных на материалы, конечно, распространяются только «через кухни» и разговоры в очереди. Те, кто «делят пирог», никогда не встретятся с теми, кто на кредитной иномарке или отечественной автомашине едет на обычную дачу из мегаполиса.
По результатам тендеров в дорожном строительстве возникают и ситуации, когда разные фирмы выигрывают конкурсы на разные полосы одной дороги и проводят работы в разное время (на одной половине дороги асфальт уже снят для замены, на другой – ещё ямы), что выглядит анекдотично и крайне неудобно для водителей. За ремонт их автомобилей им не заплатит никто: хочешь иметь машину – зарабатывай так, чтобы ты мог её себе позволить.
Нередки и случаи, давно вошедшие в народные анекдоты: регулярно снимается новый асфальт в тех же местах, где недавно закончен ремонт, и укладывается следующий «посвежее».
При этом есть и жители, весьма оптимистично настроенные, - все новые дороги их радуют и кажутся показателем прогресса (если, конечно, для строительства этой трассы или установки опор КАД не снесли дачу или участок этого конкретного жителя). Почему? Потому, что к европейскому качеству дорог они и не привыкли, где их обманывают – сразу не видят. Жители мелких городов и посёлков часто говорят, что, если грунтовая дорога не покрыта жидкой грязью, то она «уже ничего», - кто умеет, проехать можно. Неплохая дорога - это дорога, по которой может проехать «скорая» (машина «ГАЗ») в ближайшую деревню, а умелый водитель в таких случаях, конечно же, - «настоящий мужик». Таким нашим скромным подходом к жизненным благам и пользуются те, кто в тех местах никогда не бывает и не планирует.
Есть много сильно разбитых дорог в России, про которые город говорит, что они сельские, а прилегающее садоводство – что они городские, в результате их не ремонтирует никто. О них разбивают машины и горожане, и жители посёлка. В советское время таких проблем бы не было – собрались бы люди (комсомольцы, активисты, работники предприятий) и отремонтировали совместно дорогу для всех, вне зависимости от её принадлежности. Нужно понимать, что одна из наших потерь в последние три десятилетия – это наша здоровая психология и правильное, «человеческое» видение проблем.
Анализируйте Ваши позиции: не соглашайтесь ехать в Страну дураков
К чему мы так много говорим здесь о коррупции, которая как раз и является самой большой российской проблемой, чётко обрисованной знаменитой фразой классика «Воруют»? Мы стараемся привлечь внимание наших заказчиков к следующему практическому вопросу: если вы собираетесь покупать несколько единиц спецтехники, на свои деньги или в лизинг, для участия в подрядах на дорожно-строительные работы, нужно первоначально хорошо проверить ситуацию, есть ли у вас шансы действительно получить эти заказы.
Бульдозеры «ЧТЗ» Б10М, автогрейдеры ДЗ-98, автокраны «Ивановец», «Галичанин» или «Клинцы» стоят по 6-7 миллионов рублей, с учётом также утилизационного сбора 2016 года. На вашей потребности приобрести новую технику, вместо поддержки, тоже хотят сделать деньги, чтобы потом их снова распределить. Немало стоят и ковшовые погрузчики, способные поднимать груз больше 2-х тонн, и дополнительный навесной инструмент к ним.
Как поставщик, мы хотим продавать спецтехнику, но также желаем работать долго с каждым нашим клиентом, и нам важно, чтобы вы не разорились. Если вас просто приглашают в ряд тендеров на дорожно-строительные работы, это не значит, что вы получите эти заказы. Нужно, как часто говорят, иметь «твёрдые завязки» на конкретный проект. В тендеры часто могут приглашать «для кордебалета», чтобы набрать определённое количество участников. Бытует мнение опытных специалистов, что тендер, в который вас пригласили, когда вы о нём не знали заранее (например, за год) и не готовились к нему, - это тендер, который вы уже проиграли. Система тендеров, призванная бороться в России с коррупцией, в нашей стране является одной из самых коррупционных.
Тендеры «для своих»
На наличие элементов коррупции в тендере часто указывает присутствие требований, которые крайне сложно выполнить или которые понятны только одному какому-то участнику, но не имеют отношения к остальным.
К примеру, встречаются очень жёсткие требования заказчиков дорожно-строительных работ к поставкам запчастей для спецтехники: в течение 24-х часов по факту обнаружения поломки и в место нахождения машины на объекте. С одной стороны, это, казалось бы, высокие требования для нахождения очень ответственного поставщика, а с другой - очевидно, что это не совсем реально. Даже если заказчик расположен в Екатеринбурге, а поставщик с полным складом запчастей – в Свердловской области, техника может работать и сломаться в гораздо более удалённом регионе. Рачительный хозяин нужные запчасти покупает заранее, и не в количестве одной штуки для каждой часто заменяемой позиции.
Выдвижение подобных требований в тендере часто говорит о том, что это тендер «для своих»: победитель заранее уже определён, и ему поставку запчастей через 2 недели или месяц, конечно, простят. Остальные же таких условий побоятся. К тому же, с целью обхода существующего ныне с 2016 г. Постановления Правительства РФ об утилизационном сборе, например, трактора «МТЗ» или «ЧТЗ» могут через тендеры покупаться в виде «горы запчастей», по 600-700 позиций «навалом». Все эти позиции бесплатно и до прихода срочного требования от заказчика в течение 1-2 лет поставщик якобы обязан хранить на своих складах. Это также пример «тендера для своих», потому как ни одна разумная коммерческая организация на такие условия не пойдёт, несмотря на немалую сумму конкурса.
Обращаем также ваше внимание, что крупные компании, всегда выигрывающие тендеры на дорожно-строительные работы своего региона, оснащены большим количеством импортной спецтехники – экскаваторами-погрузчиками JCB, бульдозерами Caterpillar, погрузочной техникой Bobcat и Liebherr, вибрационными катками Vibromax. В таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, в их парке спецтехники практически не встречаются отечественные автокраны и бульдозеры. Внимательно относитесь к анализу ситуации, если вы ещё только собираетесь развиваться и пополнять свой парк в лизинг, а они будут в конкретном конкурсе являться вашими соперниками. Как сейчас говорят, если вы хотите, чтобы ваш способный ребёнок стал юристом или врачом, когда врачей и юристов в вашей семье никогда не было, нужно продумать, каким образом он даже с золотой медалью попадёт в соответствующий институт. Причём мы верим, что такой юноша или девушка всё равно попадёт в свой вуз, если чувствует призвание юриста или врача, но в некоторых случаях на это придётся потратить 3-4 года – годами готовиться и «бить в одну точку».
В том числе, мы верим и в вас, что в результате всех усилий вы получите возможность участвовать в крупных дорожно-строительных проектах. Со своей стороны, мы готовы вас качественно обслуживать и вовремя снабжать запчастями со своих складов к бульдозерам и тракторам «ЧТЗ» и также «Четра», отечественным погрузчикам и польским Stalowa Wola, а также белорусским «Амкодор», всем отечественным автокранам и автогрейдерам – челябинским «ЧСДМ» и орловским.
Примечание об отечественной и импортной спецтехнике
Мы продаём и обслуживаем спецтехнику отечественную, но не стоит считать, что она хуже импортной, если значимые игроки дорожно-строительного рынка в крупных городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, ею не пользуются. Специфика тех регионов состоит в том, что в 2000-х годах в них было завезено очень много импортной спецтехники, это был успешный бизнес для многих компаний-перепродавцов. Однако крупные строительные проекты реализуются и за Уралом, и в тех удалённых районах России ближе к Магадану и Хабаровску, про которые сейчас говорят, что там «кончаются дороги». Не будем утверждать, что там меньше чиновников-коррупционеров, но в этих регионах бульдозеры Б10М и автогрейдеры ДЗ-98 однозначно очень хорошо покажут себя, именно на такие условия они и рассчитаны.
Наши единицы техники в продаже
Можно отметить, в добавление к вышесказанному, что золотодобывающие компании Магадана, Комсомольска-на-Амуре и Алтая отечественными автокранами пользуются и регулярно покупают к ним запчасти. Чем дальше от центра и сложнее условия, там, где «нет дорог», – тем выше спрос на недорогую и надёжную отечественную спецтехнику. Как минимум, она всегда задумана для высокой проходимости, с запасом мощности и менее чувствительна к низким температурам.
Выводы
Вопрос о коррупции в России, в дорожном строительстве или где-либо ещё, к сожалению, стоит отнести для нас, участников рынка спецтехники, к категории философских. В терминах философии это - объективная реальность: та, которая существует вне зависимости от нас и нашего знания о ней, при этом влияя на нас.
Как говорил Михаил Булгаков словами Воланда, «никогда ни у кого ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас». Да, это бывает бессмысленно, вы только унизитесь. Сильные мира сего, пусть без золотых медалей и вообще без образования, с купленными кандидатскими и докторскими степенями, но близко «к пирогу», «к бездонному бюджету», при так называемой рыночной экономике в России были, есть и будут. Мы сами их распустили, откормили и вырастили, когда не выбирали рыночную систему 90-х годов прошлого века, но и не препятствовали ей, позволили себя обмануть. Способы борьбы с таким явлением – восстановление элементов государственного регулирования, существующих при Советском Союзе, практикующихся в настоящее время в Белоруссии и в Китае. В настоящей статье мы способов борьбы с коррупцией, конечно, не предложим.
Однако мы в своей работе должны учитывать возможность таких явлений, а «предупреждён – значит, вооружён». В нашей окружающей среде это дополнительный опасный фактор, дополнительное неизвестное в уравнении, которое мы решаем каждый день для своей выживаемости. Благодаря нашим высказываниям здесь, конечно, не отменят систему «Платон», - она придумана «своими» для «своих», а просто так свои позиции никто не сдаст. Однако мы в силах не участвовать в «мутных» проектах, пока точно не разберёмся, «кто на ком стоял», не подавать документы туда, где их однозначно не примут, не покупать то, что не сможем использовать. Один из главных видов оружия – это, как всегда, грамотность, логический анализ ситуации. Каждый поставщик или подрядчик должен внимательно отслеживать ситуацию, где он «лишний», зря потратит усилия своих людей и деньги, может быть использован, как ширма.
Говорить о коррупции в своём регионе, о случаях, с которыми столкнулся, по понятным и вышеописанным причинам хочет далеко не каждый. И всё-таки самое неприятное для коррупционера – это огласка. Поэтому, если кто-то желает поделиться своими соображениями, рассказать практический случай здесь, на нашем сайте, мы готовы предоставить такую возможность для обсуждения. Пишите и оставляйте ваши отзывы.
Написать комментарий