Гусеницы трактора 50-22-9СП, 50-22-9-01СП
О скорости и проходимости машины
Трактор-тягач Т10М (его модификация с рыхлительным или бульдозерным оборудованием – Б10М) способен двигаться только медленно, со скоростью не более 10,4 км/ч на 4-й передаче, если имеет механическую коробку, и не более 12,5 км/ч на 3-й передаче, если выполнен с гидромеханической трансмиссией. Перемещение с большой скоростью – не его задача, и основное тяговое усилие развивается этой машиной при движении на передачах 1-й и 2-й. Однако трактор Т10М (бульдозер Б10М) способен двигаться, перетаскивая большой груз, по очень пересечённой местности, при этом сохранять хорошую прямолинейность хода (в том числе, благодаря конструкции бортовых фрикционов), ходить по сложным и слабым грунтам – например, по болотистой местности, в исполнении «трактор-болотоход». Во многом такая проходимость и универсальность применения машины связана и с особой конструкцией его гусениц.
Особенности конструкции гусениц
Если мы сравним гусеничный движитель уральского трактора Т10М и гусеничного крана (например, «Челябинец», или старого популярного РДК-25 советско-германской разработки), то вспомним, что краны не очень подходят для перемещения по асфальту дорожного полотна. Система направления, удержания и натяжения гусеничной ленты из траков современного уральского крана весьма усовершенствована, но и она не является такой универсальной, как гусеницы трактора Т10М. Гусеница 50-22-9СП, 50-22-9-01СП трактора вообще не имеет траков, поочерёдно «ложащихся на почву». Она состоит из работающих «на боку» звеньев цепи – центральных, левых и правых, для которых предусмотрена весьма надёжная система направления и натяжения, в том числе, с использованием гидравлики. В конструкции звена гусеницы предусмотрен также специальный асфальтоходный башмак.