Влияние постановления об утилизационном сборе 2016-го года на наше ценообразование в 2017-м году: цифры и комментарии
С начала 2017-го года в своём блоге, где мы публикуем статьи на актуальные темы рынка спецтехники или рассказываем о конкретных моделях спецмашин, мы много говорим об утилизационном сборе, введённом в 2016-м году практически на всю известную спецтехнику. Утилизационный сбор теоретически создаёт в бюджете государства некоторый капитал, который должен использоваться для компенсации вреда, причинённого окружающей среде каждой единицей спецтехники, а также при утилизации этой машины, когда она морально и физически устареет. Возможно, при этом считается, что вреда от эксплуатации спецмашины б/у последующими хозяевами даже больше, чем от новой, поэтому размер утилизационного сбора на б/у машины весьма велик. Что же касается импортной спецтехники б/у (например, бульдозеров), то утилизационный сбор по цене «превращает» её в новую, что полностью уничтожает рынок таких машин, так как в данном случае негласно «подключается» и политика протекционизма.
Как специалисты своего дела на рынке спецтехники, мы не боимся утверждать, что постановление об утилизационном сборе искусственно очень усложняет нашу работу и дела наших заказчиков. Клиенты, во многом ограниченные в средствах из-за недавних кризисных условий, продолжавшихся несколько лет, просто перестают покупать новую технику и бесконечно ремонтируют старую. У нас они при этом заказывают в основном запчасти.
Лирическое отступление о проблемах экологии
Ни мы, ни наши клиенты до конца не понимаем, каким образом на эти деньги будет компенсироваться вред окружающей среде, наносимый каждым бульдозером или автогрейдером. Конечно, это мощные машины на дизеле, которые создают выхлопы отработанных газов в окружающую среду. Однако трудно придумать что-то вреднее, чем постоянный поток автомобилей на всех магистралях крупных городов, выхлопными газами которых дышат жители всех окрестных районов. Этот поток создают большей частью дорогие иномарки, рост количества которых, по общему мнению, соответствует повышению уровня жизни наших людей. Строительство вместо парка или леса для того, чтобы предоставить квартиры большему числу жителей, - это также колоссальный вред для окружающей среды. Ещё больший вред – постоянная вырубка наших лесов с целью освоения территорий, продажи древесины за границу, её использования для целлюлозно-бумажной промышленности. Вред экологии наносит вся человеческая цивилизация и каждый новый виток её развития. При этом людям не хочется оставаться ни без иномарок, ни без квартир, ни без бумаги, так что этот очень сложный вопрос переходит уже в философскую плоскость. Зато утилизационный сбор останавливает деятельность вполне конкретных строительных и прочих компаний, использующих спецтехнику. Это потеря заказов и рабочих мест.
Реальные цифры
Приведём цены 2017 года на основную спецтехнику, которой мы занимаемся, и проиллюстрируем размер утилизационного сбора и его влияние на наше ценообразование:
Наша техника | Цена без сбора | Цена со сбором | Утилизационный сбор |
Трактор Т10М | 3 565 000 ₽ | 3 940 000 ₽ | 375 000 ₽ |
Бульдозер Б10М | 3 825 000 ₽ | 4 875 000 ₽ | 1 050 000 ₽ |
Бульдозер Б10МБ | 4 125 000 ₽ | 4 500 000 ₽ | 375 000 ₽ |
Автогрейдер ДЗ-98 | 5 300 000 ₽ | 6 500 000 ₽ | 1 200 000 ₽ |
Из этой таблицы видно, что покупателям нового бульдозера «ЧТЗ» современной модели с гидромеханической трансмиссией (Б10М) придётся выложить за него на 1 млн рублей (!) больше, а покупателям автогрейдера – на 1,2 млн рублей. Возможно, при расчёте ставок утилизационного сбора принималась та теоретическая предпосылка, что «кто нашёл пять миллионов, найдёт и шесть», если речь идёт о действующих организациях. На практике это не так. Большинство из них большим трудом зарабатывает свою прибыль, и эти деньги для них, как и для нас, «стоят дорого». Подобные предпосылки работают разве что при оценке тендеров «Роснефти» и алмазодобывающего концерна «Алроса».
Вкратце о перечисленных машинах
Трактор Т10М – это популярная относительно новая машина производства «ЧТЗ-Уралтрак» или лицензионных производителей, трактор-тягач с 4-вальной механической коробкой передач, развивающий усилие тяги до 150 кН на 1-й передаче (при скорости 3-4 км/ч). Как правило, он используется для транспортировки крупных грузов на жёсткой или маятниковой сцепке (ЖПУ, МПУ) или сельскохозяйственного и прочего инструмента.
Бульдозер Б10М – одна из новейших моделей «ЧТЗ», машина с гидромеханической трансмиссией и 3-мя передачами, которая способна автоматически регулировать усилие в зависимости от встречаемого сопротивления тяге. Оборудуется ЖПУ, МПУ, различными видами отвалов (прямыми, полусферическими, сферическими), однозубыми и трёхзубыми кирковщиками. Кабина оснащена системами защиты ROPS – FOPS. Это универсальная гусеничная машина для строительства и работ в карьерах, в котлованах, труднодоступных районах. Это современная разработка, которая очень нужна строителям и компаниям, занимающимся добычей полезных ископаемых.
Модель Б10МБ – бульдозер-болотоход с 7-катковой тележкой и более широкими гусеницами, с очень малым удельным давлением на почву, который проходит по слабым неустойчивым грунтам. Как видим из приведённой выше таблицы, по этой модели не так «больно бьёт» утилизационный сбор, как по универсальной Б10М. Однако болотоход со специальными гусеницами и нужен также не всем, а только организациям, занятым в лесном хозяйстве, связанным с МЧС и теоретически - с военным делом.
Автогрейдер ДЗ-98 «ЧСДМ» – уникальная в своём роде машина с 3-мя ведущими мостами и высоким просветом от дороги, с регулируемым под самыми разными углами передним отвалом, а также вспомогательным боковым. Тяжёлый автогрейдер с огромными колёсами считается маневренным и удобным в управлении вездеходом. Своим мощным передним отвалом ДЗ-98 режет кустарник, убирает толстый слой породы, выравнивает железнодорожные насыпи, перемещает большие массы сыпучего груза – как песка и щебня, так и снега. Это тоже универсальная машина, «палочка-выручалочка» для строителей, и по её цене также больно бьёт утилизационный сбор (из таблицы – больше всего, 1,2 миллиона рублей).
Что мы хотим этим сказать: не извиняемся, а обличаем
Бытует мнение, что многие организации, торгующие любым товаром – как пищевыми продуктами, так и техникой, готовы радостно использовать любой «форс-мажорный» аргумент для официального объяснения регулярного роста своих цен: санкции, международную обстановку, рост курса доллара. Заранее ответим, что это не наша цель и не тот случай.
Мы пытаемся привлечь внимание участников нашего рынка и всей общественности к неразумным, невыгодным и малопонятным аспектам проблемы утилизационного сбора, так как, возможно, это поведёт в будущем к пересмотру решения и каким-то позитивным изменениям. Ведь из-за всеобщего возмущения какие-то поправки к вышеупомянутому постановлению уже рассматриваются. Мы не просто «торговцы» на своём рынке, мы – поставщик в самом широком смысле этого слова, который и поставляет технику, и ремонтирует, и обслуживает, и несёт заказчикам много знаний о ней, и собирается выпускать свои машины. Нас волнуют все проблемы рынка спецтехники, тем более – такие глобальные и системообразующие.
Со своей стороны, мы стараемся при обращении к нам клиента с ограниченными средствами найти для него какое-то решение, когда при покупке им спецмашины «утиль» (как его называют в народе) будет как можно меньше, и иногда это удаётся.Читайте также нашу статью-обзор рынка спецтехники в 2017 году, анализ и наше мнение https://ms-74.ru/blog/rynok-spectehniki-v-2017-godu-chto-bylo-i-chto-budet.html