Запчасти к бульдозерам, автогрейдерам, гусеничным кранам: что понадобится прежде всего?
Любая компания, которая входит в бизнес по продаже либо обслуживанию и ремонту любой техники (спецтехники, промышленного оборудования), всегда задаёт себе несколько вопросов, которые можно отнести к категории самых важных:
Как узнать?
- какие у нашей техники «слабые» и быстроизнашиваемые узлы, что будет ломаться прежде всего?
- легко ли это будет отремонтировать (заменить), или это - очень большие проблемы, о которых конкуренты уже знают, а мы ещё нет?
- какие, исходя из этого, запчасти чаще всего будут брать заказчики, то есть что постоянно должно быть на складе и без чего мы не будем рассматриваться как серьёзный участник этого рынка?
Время нахождения ответов на эти вопросы определяет устойчивость фирмы на рынке и её возможность заниматься этим бизнесом. Какие-то ответы поступают от самих поставщиков, рассказать «случаи из жизни» могут и клиенты. Самая обоснованная и верная теоретическая информация – у преподавателей вузов по предметам «Теория машин и механизмов», «Детали машин», специальных курсов по устройству российской спецтехники. Неплохое техническое образование, позволяющее многое понимать, может быть и у самого руководителя или менеджера фирмы по поставкам спецтехники. Однако никто и ничто, кроме накопленной практики и личного опыта продаж, не расскажет всё, что необходимо знать для успешной и, по возможности, безошибочной работы.
К примеру, начинающей компании очень не рекомендуется хвататься за задачи, от которых почему-то отказались другие, - скажем, ремонт опорно-поворотного устройства давно не выпускающегося крана, к которому уже не найти запчастей. Также не стоит с благими намерениями заполнять свой склад запчастями с низкой ликвидностью - например, рамами бульдозеров или теми редукторами, которые почти никогда не ломаются, - ведь это большие «замороженные» деньги. При этом компания-поставщик спецтехники или промышленного оборудования без склада запчастей и опыта ремонта серьёзным игроком своего рынка не является. Так что же надо уметь делать и что - держать на складе?
Что мы уже знаем
За десять лет работы, если компания не только удержалась, но и активно развивается на рынке (без ложной скромности отметим, что это касается и нас, фирмы «Машсервис»), мы уже можем с уверенностью рассказать о своих наблюдениях и опыте. Например, о том, что:
1. Клиенты с разными потребностями в запчастях приходят из разных регионов. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге ещё осталось много импортной спецтехники, в основном это погрузчики, краны и бульдозеры, и из этого региона практически не приходят запросы на запчасти для тяжёлых автогрейдеров ДЗ-98 «ЧСДМ» и бульдозеров типа Б10М «ЧТЗ-Уралтрак». Интереса к запасным узлам на такие машины лучше ждать из Якутии, с Дальнего Востока, из Забайкалья, Алтайского края.
Тяжёлые автогрейдеры и бульдозеры часто используются нефтяниками, угледобывающими и золотодобывающими компаниями. Тендер на опорные катки бульдозера Б10М, траки его гусениц, редукторы и ведущие колёса может объявить, к примеру, «Хабаровский аэропорт» или подразделение «Роснефти» в Нижневартовске. Гидроцилиндры, гидромоторы, тормозную систему, фильтры и турбокомпрессор дизеля, а также целый ведущий мост автогрейдера ДЗ-98 могут попросить поставить в г. Таксимо или Бодайбо в регионе Байкала, где фактически кончается электрифицированная линия БАМ. Запросы на ножи и накладки отвалов автогрейдеров также стоит ждать из регионов за Уралом.
Смотрите также каталог гидромоторов по этой ссылке: https://ms-74.ru/Gidrooborudovaniye/girdomotory/
«Типовые» компоненты гусеничных машин – траки и катки в сборе
2. Все машины на гусеничном ходу – бульдозеры Б-170 и Б10М, тракторы Т-10М «ЧТЗ-Уралтрак», подъёмные краны ДЭК «Челябинец», РДК-25 и МКГ-25 – имеют «типовой» набор узлов (запчастей), которые рано или поздно понадобятся на замену. Это:
- траки гусениц и соединяющие их пальцы;
- ведущие колёса гусениц, их ступицы (при наличии таковых, причём для бульдозера Б10М и крана РДК-25 это совсем разные понятия);
- бортовые редукторы (зачастую целиком, как в случае МКГ-25 или РДК-25, потому что разбирать их достаточно сложно, либо по частям, как в случае Б10М, но при очень хорошем знании конструкции);
- холостые (натяжные) колёса, или ленивцы;
- механизмы натяжения гусеницы;
- обязательно – опорные катки в сборе;
- чуть реже – поддерживающие катки.
Можно отметить также, что катки и траки гусениц предлагает очень большое количество фирм на рынке, и кажется, что конкуренция в этой сфере огромна. На самом деле далеко не все «продавцы» имеют связи с проверенными крупными промышленными предприятиями и могут обеспечить качественные отливки из надлежащего износостойкого ферромарганцевого сплава, а также их правильную мехобработку. На практике оказывается, что это задача именно для профессионалов, а не для предприятий, у которых просто есть литейное оборудование и индукционные печи. К примеру, «хорошее» ведущее колесо или опорный каток крана ДЭК-251 или ДЭК-321 из сплава 35ГЛ или 50ГЛ должен пройти десятилетиями выверенную предприятием-изготовителем многостадийную технологию обработки – литья, мехобработки, закалки, последующей доработки.
Насчёт ОПУ
3. Поставщик спецтехники и комплектующих должен уметь не только «доставать» у проверенных производителей, но и самостоятельно ремонтировать ОПУ автокранов, экскаваторов, подъёмных кранов.
Опорно-поворотное устройство – это «большой подшипник», который соединяет верхнюю вращающуюся платформу спецмашины с нижней, воспринимает и частично компенсирует динамические нагрузки и опрокидывающий момент. Для подъёмных кранов такой узел требуется на замену регулярно, должен быть на складе и, мало того, нужно предлагать его по цене, соответствующей рынку.
Для некоторых башенных кранов уровень цены на рынке поворотной опоры серии ОПУ 6 или ОПУ 7 – 300-400 тысяч рублей, и заказчик нигде не достанет её дешевле. Шариковая или роликовая опора автокрана «Ивановец» или «Челябинец» в ряде случаев не должна стоить больше 115-125 тысяч рублей. ОПУ для автокранов и гусеничных стреловых кранов мы обязательно в приличном количестве держим на складе, так как при продаже позиции «под заказ» ждать пришлось бы слишком долго – как известно, не всё так просто у большинства российских заводов-производителей. С одной стороны, они переживают все кризисы и работают, что достойно большого уважения, а с другой – «нельзя построить коммунизм на одном отдельно взятом предприятии», проблемы всей экономики отражаются на каждом заводе.
Что касается дорогих ОПУ по 400 тысяч рублей, мы из своего практического опыта уже понимаем, что зачастую заказчик не станет покупать такой новый узел – будет, до последнего момента работая на почти неисправной машине, искать того, кто его отремонтирует. Мы умеем заменять тела качения (ролики, шарики), подправлять фрезеровкой и шлифовкой обоймы, устанавливать уплотнители, менять специальные болты, заново собирать, красить, проверять работоспособность.
Немного об автогрейдерах
4. Занимаясь тяжёлыми отечественными автогрейдерами, нужно понимать, что в составе этой машины уже очень много «официально принятых» в её конструкцию импортных комплектующих.
Автогрейдер ДЗ-98 «ЧСДМ» может иметь турбокомпрессор дизеля Deutz (Германия), все фильтры Deutz (масляные и воздушные), тормозную систему Safim (Италия), китайский гидротрансформатор, итальянскую гидравлику. Для аналогичных орловских автогрейдеров ДЗ-298 могут требоваться немецкий мост и зубчатые передачи той же фирмы, которые будет достать не очень легко. Все импортные запчасти привозятся в Россию с той или иной степенью сложности, так как импорт нынче «не в почёте» и стоит очень дорого. Большая часть заказчиков, если им предложат российские аналоги узлов от хороших производителей, а также ремонт силами поставщика с использованием этих запчастей, будут только рады.
Для автогрейдеров ДЗ-98 необходимо иметь на складе для быстрой доставки всю систему гидроцилиндров, выдвигающих раму, поворачивающих и поднимающих отвалы (основной, боковой). Эти узлы в составе автогрейдеров – отечественные, идут на замену так же часто, как гидроцилиндры подъёма и телескопирования стрелы у автокранов «Ивановец», «Челябинец», «Галичанин» и «Клинцы». Это не говорит об их некачественности – цилиндры обычно мощные и надёжные – но зависит от степени загрузки спецмашины и тяжести условий её работы
5. Поставщик комплектующих к спецтехнике должен хорошо разбираться в конструкции отечественных дизелей (например, Д-160, Д-180), иметь к ним запчасти, уметь ремонтировать – что весьма непросто.
6. Одна из самых популярных групп запчастей для всех спецмашин – различные тормозные системы, колодки, накладки, диски (как для механизма передвижения гусеничных кранов и их лебёдок, так и для тракторов «ЧТЗ – Уралтрак» старых моделей, потому как в новые модели Т10М, Б10М уже были внесены значительные улучшения).
7. Никто никогда не отрицал популярности ремкомплектов к самым разным гидроцилиндрам – наборов колец и манжет стоимостью несколько тысяч рублей, которые порой восстанавливают работоспособность всей спецмашины.
Что ещё может понадобиться для ремонта?
Что же ещё покупают заказчики к давно эксплуатируемым гусеничным бульдозерам и кранам, а также автогрейдерам, помимо популярных компонентов гусеничных тележек и рабочих гидроцилиндров, а также услуг по ремонту и обслуживанию дизелей?
Можем сказать, что номенклатура в подразделе запчастей для каждой машины на нашем сайте так велика именно потому, что, в зависимости от условий эксплуатации машины, может ломаться всё, что угодно. Спецтехника работает в сложных условиях, выполняет строительно-монтажные и землеройные работы на удалённых объектах в сжатые сроки. Поэтому, к примеру, так часто бывают нужны и вилки и валики рычагов сцепления бульдозера, и стёкла кабины. Для каждого гусеничного крана (ДЭК, МКГ-25, РДК-25) могут понадобиться как компоненты лебёдки, так и механизм поворота, любой электродвигатель, блок или растяжка канатоблочной системы. На блоки крюковых обойм или оголовка стрелы всегда в последние годы проводится много тендеров.
Для срочного ремонта бульдозера Б10М может быть нужен как сложный масляный фильтр, так и радиатор системы охлаждения дизеля, топливоподкачивающий насос или муфта сцепления. Как говорится, «на трассе всё бывает». С меньшей вероятностью ломается сидение Pilot современного бульдозера Б10М «ЧТЗ – Уралтрак» или амортизаторы кабины, но, тем не менее, - они продаются.
Мы («Машсервис») как компания, давно работающая на своём рынке, рады, что уже накопили опыт, которым можно поделиться, а также знаем, что в большинстве случаев понадобится заказчикам. Верим, что это не только на словах: мы держим очень большое количество запчастей на складах и, что важно, бережём своих поставщиков, которые показали себя хорошо (упоминаем об этом потому, что существуют поставщики техники, регулярно меняющие производителей из-за разногласий по поводу сроков поставки и «недостаточных» скидок).
Каталоги запчастей к бульдозерам «ЧТЗ – Уралтрак», автогрейдерам ДЗ-98, гусеничным кранам «Челябинец» и МКГ-25 можно посмотреть на нашем сайте в разделе Меню.
Написать комментарий