Система охлаждения бульдозера Б10М
Краткое описание работы системы охлаждения
Водяная система охлаждения дизеля Д180 бульдозера Б10М условно состоит из двух рабочих контуров, малого и большого. Большой контур включает водяной трубчато-пластинчатый радиатор дизеля с клапаном для стравливания пара, который называют также «водяной рубашкой» дизеля, и в него уже нагретая до 70 градусов Цельсия вода попадает для отвода накопленной тепловой энергии только тогда, когда срабатывает один из термостатов, направляя её в этот контур.
До достижения этой температуры, в начале работы двигателя, вода движется по малому контуру, включающему центробежный осевой насос, систему трубопроводов для подвода воды под определённым напором к раструбу (и, соответственно, крыльчатке) насоса, рукав, который соединён с выходным патрубком насоса. Из патрубка вода, «переработанная» крыльчаткой насоса при очень высокой частоте вращения, выходит уже с гораздо большим напором, и так принудительно циркулирует по указанному контуру.
Конструктивно малый контур водяного охлаждения, в составе которого находится насос, расположен над двумя головками цилиндров дизеля (каждая головка является общей для двух рабочих цилиндров, под поршнями которых работают камеры сгорания), а водяной радиатор установлен параллельно цилиндрам.