Рынок спецтехники в 2018 году: чего ожидать, чему радоваться, о чём печалиться
По уже сложившейся традиции, в конце каждого года мы задумываемся о ситуации на нашем рынке, ожидающей нас в следующем году. Работая со спецтехникой и заказчиками каждый день, мы замечаем различные тенденции, которые со временем есть желание проверить – подтвердить или опровергнуть. Для рыночной экономики это совершенно «здоровое мышление» - в бизнесе необходимо анализировать, что будет с рынком и компанией через полгода или год: как говорится, «предупреждён – значит, вооружён».
Смотрите также: Обзор рынка спецтехники на 2018 год
Что было недавно: основные события и игроки нашего рынка
За последние годы и даже десятилетия на рынке отечественной спецтехники произошло большое количество знаковых событий. В 2000-е годы это было связано с желанием и попытками многих отечественных машиностроителей выжить в новой экономике, и некоторым заводам-гигантам, которым повезло с хорошим менеджментом, это удалось. Они и определяют лицо нашего рынка до сих пор. Это, к примеру:
- «Челябинский механический завод», который до сих пор выпускает гусеничные стреловые краны, а также автокраны;
- «Ивановский автокрановый завод»;
- «Челябинский тракторный завод»;
- «Галичский автокрановый завод»;
- ОАО «Промтрактор» (Чебоксары);
- корпорация «КамАЗ» и прочие.
Ранее, при Советском Союзе, автокрановых заводов в России и сопредельных республиках было «видимо-невидимо» - от Углича до Дрогобыча. Теперь их осталось всего несколько. Тем не менее, они не только выжили, но все поставщики с профессиональным интересом наблюдают за появлением у них новых моделей. Это касается, к примеру, автокранов «Галичанин», «Клинцы», «Ивановец» с овоидными многосекционными стрелами, расширенными опорными контурами.
То же самое можно сказать и о производителях гусеничных тракторов и бульдозеров: состояние их рынка определяют сейчас 3-4 крупные компании, которые либо самостоятельно производят продукцию, либо «предоставляют свою марку» более мелким производителям-сборщикам.
В последние годы также имели место события (повышение курсов валют, введение утилизационного сбора), которые практически «вымели» импортных производителей спецтехники с нашего рынка, кроме, может быть, хорошо укоренившегося на российской почве концерна JCB. Таким образом, выбора у российских заказчиков спецтехники стало меньше, зато создались лучшие условия для развития наших заводов и продажи их продукции с менее «стеснёнными» условиями.
Положительные тенденции
Какие же положительные тенденции на нашем рынке спецтехники мы можем выделить на следующий год?
Однозначно за счёт того, что государство занимается финансированием крупных проектов в сфере строительства и ВПК, новых спецмашин и запчастей сейчас требуется больше. Из «гражданских» проектов можно упомянуть строительство Керченского моста, различных крупных стадионов, развитие инфраструктуры и крупные проекты на Дальнем Востоке. Строительство, которое ведётся нефтяниками и газовиками – «главными корпорациями России» - это, в первую очередь, магистральные газо- и нефтепроводы, освоение новых труднодоступных территорий. Для них необходимо множество тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков, ковшовых погрузчиков, автогрейдеров. Угле- и золотодобывающие компании чувствуют себя в текущей экономической обстановке спокойно и развиваются. Так что можно говорить о том, что у нашего рынка неплохое настоящее и вполне интересное будущее.
Как поставщик оборудования, запчастей и ремонтных услуг, мы замечаем также, что машин с капремонта, ревизии у нас сейчас берут намного меньше, чем в кризисный период, когда спросом пользовались «машины подешевле» и «одни запчасти».
Какие проблемы требуют кардинального решения
В любой такой сложной живой системе, как рынок, рядом с плюсами всегда существуют и минусы. Какие же можно перечислить тенденции, которые могут не понравиться?
В первую очередь, заводов-машиностроителей в нашей стране осталось немного. Однозначно хотелось бы, чтобы государство всячески поддерживало прибыльную жизнедеятельность существующих производителей и создание новых.
В настоящее время ориентация на помощь машиностроению в нашей стране отсутствует, предприятия вынуждены выживать самостоятельно. Для заказчиков это выражается в длительных сроках поставки. Политика утилизационного сбора на спецтехнику (в настоящее время все боятся ещё большего роста ставок «утиля» в 2018 году) приводит к очень высоким ценам, трудностям при выживании предприятий. Как-никак, не все заказчики – газовики и нефтяники, и не все приобретают спецтехнику через тендеры на несколько десятков миллионов рублей.
О развитии лицензионной сборки и её популярности
Во-вторых, когда заказчики приобретают знаменитый бульдозер Б10М или автогрейдер ДЗ-98, для многих из них может быть непривычно, что собирает их зачастую уже не «Челябинский тракторный завод» и не «ЧСДМ». Многие машины собираются небольшими компаниями по лицензии, из запчастей различных производителей уральского региона. У самого завода это получилось бы долго и дорого. Однако лицензионная сборка, которая набирает обороты на нашем рынке, - это не всегда плохо. Мелкие производители дают гораздо лучшие цены, хотя комплектация машин может быть проще, и могут успевать больше думать о качестве. Лицензионные сборщики выпускают в год мало машин, зато старательно, методом ручной сборки, и на пару миллионов дешевле. Со своей стороны, мы с такими проверенными производителями сотрудничаем охотно.
«Держись, геолог, крепись, геолог, – ты ветра и солнца брат»
В заключение можем сказать следующее: если у нас так много злободневных тем для обсуждения, как перечислено выше, и так много примеров, с которыми мы сталкивались, - значит, наш рынок живёт и развивается. Пожелаем нам всем интересного, по возможности не тернистого профессионального пути.