Турбокомпрессор ТКР 8,5С бульдозера Б10М
Турбокомпрессор ТКР 8,5С является основным приводным компонентом системы воздушного наддува для образования обогащённой горючей смеси, поджигаемой в рабочих цилиндрах дизельного двигателя трактора Т10М (бульдозера Б10М). Дизель трактора может быть оснащён турбокомпрессором ТКР 8,5С или К27. Турбокомпрессор ТКР 8,5С имеет привод в виде центростремительной турбины и по типу относится к одноступенчатым центробежным. Особенностью турбокомпрессоров системы наддува дизелей является очень высокая частота вращения вала ротора (до 110 000 об/мин), что требует идеальной бесперебойной работы системы смазки этого вала. Подача масла для смазки вала ротора турбокомпрессора (турбины) обычно осуществляется автоматически, под контролем электрики.
Основными деталями в составе турбокомпрессора ТКР 8,5С являются:
- корпус компрессора 51-54-29;
- колесо компрессора 51-54-23;
- подшипник упорный специальный 51-54-109СП;
- фланец 51-09-178;
- корпус турбины 51-54-1 (весом 9,0 кг, это одна из самых крупных деталей турбокомпрессора);
- экран 51-54-4;
- вал в сборе с колесом турбины 51-54-108СП.
Перед приобретением тех или иных запчастей турбокомпрессора системы наддува дизеля стоит помнить о том, что турбина и её вал балансируются на заводе-изготовителе, по факту проведения особых испытаний, и неспециализированная организация не может при сборке правильно выполнить эти регулировки. В ряде случаев некорректной работы турбокомпрессора дизеля лучше заменять его целиком.