Шатун основной 16-03-114СП (стар. обр.)
Категория: "Запчасти для тракторов ЧТЗ"
Раздел: "Кривошипно-шатунный механизм дизеля"
Номенклатура: "16-03-114СП"
Техника: "Б10М"
Шатуны в составе дизельного двигателя – это, по сути, мощные кованые металлические рычаги с рёбрами жёсткости, из которых каждый связан одним концом с коленвалом, другим – с поршнем рабочего цилиндра. Каждый шатун – часть кривошипно-шатунного механизма дизеля, в котором поступательное движение поршня каждого цилиндра (в подпоршневом пространстве которого происходит поджиг горючей топливно-воздушной смеси) должно преобразовываться во вращение вала.
Срабатывание шатунов вместе с поршнями цилиндров
Время срабатывания камеры сгорания цилиндра по принятой схеме работы дизеля – соответственно, время перемещения шатуна, передачи энергии вращения коленвалу, так как поршень цилиндра резко идёт вниз и активирует шатун. Поднимаясь вверх, поршень цилиндра тянет шатун за собой.
Место шатуна 16-03-114СП в составе дизеля, крепление к цилиндру и коленвалу
Как известно, в каждом дизеле есть коленчатый вал, распределительный вал с шестернями распределения и рабочие цилиндры с шатунами. На коленвалу имеются так называемые коренные шейки и шатунные шейки - на выступах вала, если смотреть на коленвал сбоку или в разрезе. Шатун дизеля как прямой рычаг на обоих концах имеет проушины:
- на одном конце – малую неразъёмную «петлю»;
- на другом – проушину более крупного диаметра разъёмную, из двух половин, стыкуемую с шатунной шейкой вала (при этом используется специальный вкладыш).
Шатун основной 16-03-114СП относится к кривошипно-шатунному механизму дизеля старого типа Д-160 для тракторов и бульдозеров Т-170, Б170, Б10 «ЧТЗ». В конструкции дизеля их 4 шт, весит каждая такая деталь 9 кг.
Сопутствующие детали
Для соединения шатуна и поршня рабочего цилиндра также используется несколько немаловажных деталей. Существует понятие:
- шатунного подшипника и его вкладыша верхнего и нижнего, для установки шатуна на коленвал (шатунную шейку);
- поршневого пальца и замка поршневого пальца, при креплении шатуна к нижней части цилиндра, который для дизеля является одновременно и камерой сгорания.
Уровень стоимости шатунов старых и новых дизелей
Подобные детали дизельного двигателя относятся, в принципе, к категории малостоящих в виду невысокой сложности их изготовления (литья, ковки) для налаженного серийного производства. Их цена в среднем составляет 2-3 тысячи рублей в ценах 2018 года. Шатуны нового дизеля Д-180 (детали с кодом 51-03-112СП по конструкторской документации «ЧТЗ») стоят несколько дороже, от 5 тысяч рублей.
Характеристика | Значение |
Вес, кг | 9 |
Кол-во в ед. | 4 |
Единица измерения | шт. |
Клиенты говорят о нас