Кривошипно-шатунный механизм пускового двигателя
Простейшим коленчатым валом любого механизма можно считать один кривошип. На коленчатом валу двигателя внутреннего сгорания (в данном случае – карбюраторного) должно быть столько шатунных, то есть вынесенных за ось вала и соединённых с шатунами, шеек, сколько рабочих цилиндров у самого двигателя. У многотопливного четырёхтактного дизельного двигателя Д180 производства «ЧТЗ-Уралтрак» - четыре рабочих цилиндра, у его пускового двигателя (если это исполнение с пусковым карбюраторным двигателем, а не с электростартерной системой пуска) – всего два, с одной общей головкой цилиндров.
Техническое описание коленвала
Коленвал пускового двигателя (деталь 03341 согласно спецификации) немного похож на уменьшенную копию коленвала основного дизельного двигателя, он весит всего 15,5 кг против 140-килограммового основного коленвала. Его маховик имеет массу около 22,5 кг (с зубчатым венцом), в то время как основной маховик дизеля весит 60 кг. Два шатуна пускового двигателя как прочные прямые детали с двумя проушинами на концах (одной цельной со стороны цилиндра и одной составной со стороны шатунной шейки) весят меньше 1 кг, поршни рабочих цилиндров также невелики (740 грамм каждый). С каждым поршнем связаны поршневой палец, компрессионные и маслосъёмные кольца.
Поз | Обозначение | Наименование | Масса | Кол. в сб. |
1 | А23.01-5403 | Вкладыш | 0,038 | 2 |
2 | 3344 | Шатун | 0,83 | 1 |
3 | 3148 | Втулка шатуна | 0,075 | 1 |
4 | 17-03-29 | Кольцо | – | 4 |
5 | 17-03-27 | Поршень | 0,74 | 2 |
6 | 3351 | Кольцо поршневое маслосъемное | 0,033 | 2 |
7 | 3350 | Кольцо поршневое компрессионное | 0,03 | 6 |
8 | 03158; | Палец поршневой | 0,23 | 2 |
9 | 3346 | Болт шатунный | 0,063 | 4 |
10 | 34126 | Шпонка | 0,004 | 1 |
11 | 3341 | Вал коленчатый | 15,467 | 1 |
12 | 3423 | Шпонка | 0,014 | 1 |
13 | Подшипник 211АК | 1 | ||
14 | Подшипник 3К20х34х24,3Е; 45804 | 1 | ||
15 | 3134 | Заглушка | 0,012 | 1 |
16 | 40301 | Прокладка | 0,009 | 1 |
17 | 17-03-23 | Крышка | 0,4 | 1 |
18 | 17-03-16 | Пластина | 0,014 | 2 |
19 | Болт М6х16.58.019 | 4 | ||
20 | 3144 | Гайка | 0,145 | 1 |
21 | 31100 | Шайба | 0,039 | 1 |
22 | Винт В.М8-8gх12.14Н | 2 | ||
23 | 17-03-3 | Венец маховика | 1,056 | 1 |
24 | 17-03-2 | Маховик | 21,11 | 1 |
25 | 3082 | Гайка | 0,01 | 2 |
26 | 3345 | Крышка шатуна | 0,345 | 1 |
27 | А23.01-5404 | Вкладыш | 0,036 | 2 |
28 | Подшипник 210АК | 1 | ||
29 | 3174 | Кольцо | 0,09 | 1 |
30 | 3356 | Шестерня | 0,523 | 1 |
31 | 3142 | Шайба | 0,072 | 1 |
32 | 3199 | Пластина стопорная | 0,006 | 1 |
33 | Болт М8x20.58.019 | 2 | ||
34 | Манжета 1.2-55x80.1 | 1 |