Кривошипно-шатунные механизмы дизеля Д180
Кривошипно-шатунный механизм есть в составе каждого автомобиля, снабжённого двигателем внутреннего сгорания, и является также одной из основных частей дизельного привода трактора Т10М (бульдозера Б10М).
Кривошипно-шатунный механизм призван превращать поступательное движение поршней четырёх цилиндров дизеля Д180 во вращательное движение коленчатого вала, на конце которого установлено тяжёлое чугунное литое маховое колесо, так как к валу прикладывается неравномерная нагрузка, и маховик нужен для стабилизации оборотов. Шатуны, срабатывающие по очереди при движении поршней цилиндров, прикреплены одним концом к нижней части цилиндров дизеля, другим – к кривошипам на коленвалу. Коленвал дизеля Д180 имеет пять противовесов и установленные на нём шатунные и коренные шейки.
Состав шатунного механизма
Таким образом, кривошипно-шатунный механизм включает подвижные детали (коленвал, шатунные и коренные шейки, поршни, противовесы, маховик, маслосъёмные кольца и шатуны) и неподвижные – сам блок дизеля и головки цилиндров (одна головка на каждые два цилиндра). Последние узлы входят в этот же механизм потому, что его работа замыкается на них, система «замкнутая»: коленчатый вал вращает распределительный вал, а распредвал, в свою очередь, через систему газораспределения управляет работой клапанов цилиндров дизеля.
В составе привода трактора Т10М, если дизель имеет пусковой карбюраторный двигатель, будет два кривошипно-шатунных механизма – один для основного дизеля и один для пускового двигателя. Пусковой двигатель устроен почти по такой же системе, только у него имеется не четыре цилиндра, а только два, всего четыре клапана и одна головка блока.
Поз | Обозначение | Наименование | Масса | Кол. в сб. |
1 | 16-03-37 | Колесо зубчатое | 4 | 1 |
2 | 16-03-20 | Колесо зубчатое | 3 | 1 |
3 | 16-03-49 | Шайба | 0,052 | 1 |
4 | 3323 | Гайка | 0,365 | 1 |
5 | 34107 | Шпонка | 0,063 | 1 |
6 | 14-03-12 | Шкив | 8,8 | 1 |
7 | 3331 | Болт | 0,153 | 1 |
8 | 51-03-15 | Стопор | 0,66 | 1 |
9 | 31337 | Пластина | 0,016 | 1 |
10 | 16-03-112СП | Вал коленчатый | 140,1 | 1 |
11 | 34106 | Шпонка | 0,087 | 1 |
12 | А23.01103.05904 | Вкладыш коренного подшипника верхний |
0,308 | 4 |
13 | СТ А27.17.83.072 | Кольцо маслосъемное |
0,0638 | 4 |
14 | СТ А27.17.83.000 | Кольцо маслосъемное |
0,061 | 4 |
15 | СТ А27.07.01.064 | Кольцо компрессионное |
0,061 | 4 |
16 | СТ А27.07.02.069 | Кольцо компрессионное |
0,055 | 4 |
17 | СТA27.07.02.162 | Кольцо компрессионное |
4 | |
18 | 51-03-40 | Поршень | 41,5 | 4 |
19 | А23.01-103.061-04 | Вкладыш коренного подшипника верхний |
0,224 | 4 |
20 | 16-03-50-01 | Палец поршневой | 1,71 | 4 |
21 | 3306 | Замок поршневого пальца |
0,013 | 8 |
22 | 16-03-13 | Сухарь | 0,126 | 6 |
23 | 3011 | Гайка | 0,024 | 6 |
24 | 16-03-12 | Пластина замковая | 0,017 | 3 |
25 | 28504 | Болт | 0,197 | 6 |
26 | 31335 | Пластина | 0,035 | 3 |
27 | 51-03-112СП | Шатун | 4 | |
28 | А23.01-103.063-04 | Вкладыш коренного подшипника |
0,365 | 1 |
29 | А23.01-103.065-04 | Вкладыш коренного подшипника |
0,122 | 1 |
30 | 65-03-103СП5; 65-03-104СП4; 65-03-34;5 |
Маховик | 60 | 1 |
31 | 59-03-21,4 | Венец | 12,5 | 1 |
32 | 03618-13,5 | Венец | 13,53 | 1 |
33 | 700-28-2465 | Болт | 0,035 | 5 |
34 | Шайба10ОТ 65Г 09 | 5 | ||
35 | 16-03-17 | Цапфа | 2,85 | 1 |
36 | А23.01-103.066-04 | Вкладыш коренного подшипника нижний |
0,122 | 1 |
37 | А23.01-103.064-04 | Вкладыш коренного подшипника нижний |
0,405 | 1 |
38 | 03652-1; 03652 | Заглушка | 0,09 | 4 |
39 | 3327 | Болт | – | 6 |
40 | А23.01-100.025 | Вкладыш шатунного подшипника верхний |
0,283 | 4 |
41 | 3696 | Труба | 0,0126 | 4 |
42 | A23.01-100.026 | Вкладыш шатунного подшипника нижний |
0,283 | 4 |
44 | 14-03-17 | Втулка | 0,04 | 8 |
45 | 14-03-18 | Противовес | 3,1 | 4 |
46 | А23.01-13701А-03 | Полукольцо упорное | 0,103 | 4 |
47 | 700-31-2125 | Пластина | 0,04 | 4 |
48 | 700-28-2130 | Болт | 0,247 | 8 |
49 | А23.01-103.060-04 | Вкладыш коренного подшипника нижний |
0,393 | 1 |
50 |
16-03-36 |
Вал коленчатый | 125,5 | 1 |
51 | 65-03-4 | Втулка | 0,185 | 1 |
52 | 59-03-117СП | Маховик | 125,8 | 1 |