Коробка передач КПП 24-12-1СП
Категория: "Запчасти для тракторов ЧТЗ"
Раздел: "Блок передач. Блок клапанов 64-12-200СП, 64-12-203СП"
Номенклатура: "24-12-1СП"
Техника: "Б10М"
Коробка передач, как известно, регулирует обороты при передаче вращения от двигателя трансмиссии (механической или ГМТ) к гусеницам трактора (бульдозера). Поговорим о новых и старых КПП для тракторов «ЧТЗ», широко используемых на нашем рынке.
На современных бульдозерах «ЧТЗ» Б10М (тракторах Т10М) коробка передач 24-12-1СП уже не применяется, она заменена на другие узлы:
- 50-12-8СП, если речь идёт о механической четырёхвальной коробке передач Т10М, выпускаемого с 2003 г.;
- 20-12-9-01СП – 8-скоростная коробка механическая для болотоходного трактора Т10МБ;
- 20-12-9СП – для болотоходного трактора с заблокированной первой передачей;
- 64-12-3-02СП, -04СП – трёхскоростная планетарная КПП для гидромеханической трансмиссии Б10М.
Универсальная механическая КПП для Т-130, Т-170, Т-10
Однако этот сборочный узел на замену для ремонта более старых моделей тракторов и сборки новых будет популярен на российском рынке ещё достаточно долго. Применяется механическая коробка передач 24-12-1СП на Т-170, Т-130, Т-10, а также новых тракторах «ЧТЗ» лицензионной сборки (как известно, некрупные лицензионные сборщики стараются не работать с гидромеханической трансмиссией, а берут типовые механические ремонтопригодные узлы).
Трактор «ЧТЗ» Т-170 официально снят с производства и заменён ещё в начале века на Т-10, а впоследствии на Т10М, но в России он продолжает активно использоваться. Существует несколько десятков его модификаций. В текущих экономических условиях строительные и производственные компании очень неохотно переходят на новую спецтехнику, да и хорошую старую машину, которая ещё может работать, никто никогда не утилизует. Она перепродаётся, ремонтируется, эксплуатируется до максимума своих возможностей. Ещё в 2016 году нефтяники и строители аэропортов объявляли много тендеров на закупку запчастей к Т-170, Б-170 в больших объёмах.
Что касается Т-130, то это совсем старая машина, уже «история», но в удалённых от центра районах России можно встретить и её. Не зря ведь многие компании, занятые ремонтом спецтехники, предлагают запчасти и услуги именно для этой машины, например, коробку передач 24-12-1СП с шестерней 320 мм с капремонта, подходящую к Т-170 и Т-130.
КПП тихоходная (шестерня 320 мм) и быстроходная (шестерня 642 мм): работа, устройство, основные детали
Тихоходная КПП 24-12-1 с шестерней 18-12-320 удачно сконструирована и универсальна. Трактор, работающий рыхлителем или отвалом или тянущий за собой тяжёлый груз на прицепном устройстве, как правило, используется на 1-2 передаче, от него требуется не скорость, а высокая тяга (например, 140 кН при скорости порядка 2,5 км/ч).
Существует быстроходное исполнение КПП с шестерней 50-12-642 диаметром 642 мм. Аналогичные шестерни КПП (18-12-320 – тихоходная коробка, 50-12-642 – быстроходная) могут применяться и для болотоходных тракторов.
Четырёхвальная коробка передач имеет в своём составе верхний и нижний валы и два промежуточных вала. Это 3-ступенчатый четырёхвальный редуктор с шестернями постоянного зацепления, соответствующим рабочим передачам, которые могут быть расположены в порядке «IV – III – I – II». Крутящий момент передаётся от верхнего вала (деталь 18-12-132, диаметром 132 мм) на 1-й промежуточный, затем на 2-й промежуточный и на нижний вал - самый мощный, наибольшего диаметра. На нижнем валу (деталь 18-12-156, диаметром 156 мм) обычно установлена также главная передача с коническим круговым зубом.
Дополнительно к КПП присоединяются вилки и валики передач, которые также часто поставляются как запчасти. Все валы имеют втулки, установлены обоими концами на подшипники.
Уровень стоимости на рынке
Весит такой механический узел порядка 500 кг. Если КПП новая и от оригинального производителя, на рынке спецтехники в ценах 2018 года она стоит примерно 140 тысяч рублей. КПП тихоходные и быстроходные с капремонта у различных компаний, после замены верхнего и нижнего вала, втулок, валиков, вилок переключения, корпусов подшипников и прочих деталей, стоят от 65 до 120 тысяч рублей.
Клиенты говорят о нас
Для проведения планового ремонта парка коммунальной техники купили несколько гидроцилиндров в компании «Машсервис». Ее менеджеры быстро вышли на связь, уточнили детали, оформили документы и организовали отгрузку. Мы и не ожидали столь оперативной работы. А благодаря оптимальным ценам смогли вписаться в наш бюджет и даже приобрели больше запчастей, чем было запланировано. Огромный плюс покупки – оригинальность всех деталей, поставляемых непосредственно из завода. Рады такому сотрудничеству.