Бортовые фрикционы
О фрикционных механизмах и материалах в их составе
Фрикционный механизм – это механическое устройство, в котором между элементами действуют значительные силы трения, влияющие на изменение движения рабочего органа, с этим механизмом связанного. Фрикционные материалы в составе таких механизмов, предназначенных в основном для организации возможности торможения приводных органов, - это материалы с большим коэффициентом трения и, что очень важно, высокой износостойкостью. В теории машин и механизмов известны как фрикционные передачи, так и фрикционные муфты, а также ленточные, дисковые и колодочные тормоза сухого трения, - все они представляют собой фрикционные механизмы. Также к этому типу относится и общеизвестный клиновой зажим.
Фрикционные муфты сцепления трактора
В случае бортовых фрикционов привода движения трактора Т10М (бульдозера Б10М) такие механизмы, связанные с его гусеницами, - это именно фрикционные муфты сцепления, постоянно замкнутые, сухого трения, в размыкании которых участвует управляющая гидравлика машины, если речь идёт об исполнении с гидромеханической трансмиссией. Можно вспомнить, что у трактора с «гидромеханикой» две педали тормоза и два рычага управления, связанные с бортовыми фрикционами, которыми оперирует тракторист при повороте машины (то есть торможении одной гусеницы относительно другой). В составе современных бортовых фрикционов уральского трактора Т10М (бульдозера Б10М) – специальные металлокерамические диски трения с рекордным ресурсом узла – до 10 000 рабочих часов.