Главная передача с бортовыми фрикционами бульдозера Б10М
Краткое описание главной передачи Б10М
Конструктивная реализация узла главной передачи бульдозера Б10М с механической коробкой и с гидромеханической трансмиссией схожа, но имеются и серьёзные отличия. Главная передача трактора Т10М – это мощное зубчатое зацепление конических колёс с круговым зубом, соответствующее устройству машины-тягача с относительно малыми скоростями перемещения. Шестерня главной передачи длячетырёхвальной механической коробки трактора выполняется как одно целое с нижним (самым мощным) валом, на котором «сидят» также шестерни всех передач в порядке «II – I – III- IV» (считая от конической шестерни). В случае гидромеханической трансмиссии в конструкции присутствует центральный вал, на котором располагаются пять рядов планетарных механизмов, и короткий вал с аналогичной конической шестерней с круговым зубом. Однако, когда речь идёт о торможении трактора или работе его механизма поворота, для механической коробки оперируют в основном понятием постоянно замкнутой муфты сцепления сухого трения (которую нужно выключать при повороте), а в случае гидромеханической трансмиссии говорят о бортовых фрикционах.
Смотрите также: гусеницы на трактор Т170
Бортовые фрикционы, по своему смыслу, - это также «управляющие» муфты, постоянно замкнутые, сухого трения, в состав которых входит комплект специальных металлокерамических дисков. В управлении их выключением участвует гидравлика. Бортовые фрикционы связаны как с планетарными рядами коробки передач гидромеханической трансмиссии, так и с бортовыми редукторами приводов движения гусениц трактора (бульдозера) левой и правой.