Двигатель Д-160 на тракторы Т-130, Т-170
Категория: "Запчасти для тракторов ЧТЗ"
Раздел: "Блок дизеля, картер, кожухи шестерён распределения и маховика"
Номенклатура: "Д-160"
Техника: "Б10М"
Дизельный двигатель, повсеместно используемый на российской спецтехнике (трактора, бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики, краны и т.п.), сам по себе является очень сложной машиной из нескольких крупных подсистем и поэтому всегда имеет свой уникальный номер у изготовителя.
Кратко об основных компонентах и подсистемах дизеля
Основными компонентами дизельного двигателя Д-160 «ЧТЗ» или аналогичного являются:
- коленвал с шейками крепления шатунов;
- распределительный вал;
- система зубчатых противовесов;
- цилиндры (они же – камеры сгорания) – основная рабочая часть дизеля, головки цилиндров и клапана системы газораспределения;
- маховик на конце коленвала для накопления потенциальной энергии на раскручивание коленвала;
- топливная система (включая насос);
- масляная система (включая насос);
- система подачи воздуха в камеры сгорания (на современных машинах – система турбонаддува);
- вентилятор
- пусковой двигатель, позволяющий «сдвинуть с места» коленвал.
Об устройстве и принципе работе дизеля, всех его подсистемах и компонентах ещё во времена активного развития машиностроения и конструкторской школы в Советском Союзе написаны тома и тома технической литературы.
Основные характеристики двигателя Д-160 «ЧТЗ»
Дизельный двигатель Д-160 «ЧТЗ» - 4-цилиндровый, 4-тактный, с турбонаддувом с 2-ступенчатой очисткой воздуха. Диаметр его цилиндров составляет 145-150 мм в зависимости от исполнения, ход поршней – 205 мм. Эксплуатационная мощность Д-160 – 170 л.с. Порядок срабатывания цилиндров – «1-3-4-2».
Частота вращения коленвала также несколько зависит от исполнения:
- 1250 об/мин для
- 1070 об/мин для Д-160Б-1, Д-160.01Б-1.
Дизельные двигатели Д-160, Д-180 производства «ЧТЗ – Уралтрак», которые ставят на машины Т-170, Т10, Т10М весят в сборе примерно по 2,5 тонны.
Дизель Д-160 и его исполнения для лицензионных сборщиков тракторов, ремонтников и поставщиков комплектующих
Если производитель гусеничных тракторов и бульдозеров работает по лицензии, собирая машины Т10М, Б10М из оригинальных и неоригинальных комплектующих на готовой раме, ему, в любом случае, нужно заказывать оригинальные дизельные двигатели Д-180 и вкладывать в их покупку сумму около миллиона рублей в ценах 2018 года. Стоимость двигателя Д-160 предыдущей модели в 2-3 раза меньше - по той причине, что эта машина, применяемая на Т-130, Т-170, Б170, в настоящее время уже не выпускается и предлагается на рынке спецтехники в восстановленном виде.
Ремонтные компании и прочие поставщики комплектующих к спецтехнике предлагают огромное количество запчастей к дизелю Д-160, от блока двигателя Д-160 (51-01-109) до турбокомпрессора в сборе и комплекта шатунных и коренных вкладышей. Предлагаются и услуги по шлифовке коленвала, замене гильз, поршней, пальцев, поршневых колец поршневой группы. Очень важной услугой для владельца трактора или бульдозера является также ремонт и замена головок цилиндров дизеля вместе с клапанами. Такие услуги и поставка всех запчастей двигателя Д-160Б-1, Д-160, Д-160.01, Д-160.01Б-1, Д-160.03, Д-180 реализуются и нашей компанией, мы сами ремонтируем и оснащаем свои машины «ЧТЗ», когда занимаемся восстановлением.
Тактность | четырехтактный | |
Тип воздухоснабжения | турбонаддув с двухступенчатой очисткой воздуха | |
Тип охлаждения | жидкостной | |
Число и расположение цилиндров | 4Р | |
Диаметр цилиндра, мм: | ||
Д-160, | 145 | |
Д-160.01, Д-160.01Б-1,160.03 | 150 | |
Ход поршня, мм | 205 | |
Рабочий объем цилиндров, л: | ||
Д-160, Д-160Б-1 | 13,53 | |
Д-160.01, Д-160.01Б-1, Д-160.03 | 14,48 | |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | |
Тип камеры сгорания | полуразделенный | |
Номинальная мощность, кВт (л.с.): | ||
---|---|---|
Д-160, Д-160.01 | 128.7+3,7(175+5) | |
Д-160Б-1, Д-160.01Б-1 | 105.2+3(143+4) | |
Д-160.03 | 136+3,7(185+5) | |
Эксплуатационная мощность, кВт (л. с): | ||
Д-160, Д-160.01 | 125+3,7(170+5) | |
Д-160Б-1, Д-160.01Б-1 | 103+3(140+4) | |
Д-160.03 | 132+3,7(180+5) | |
Частота вращения номинальная, об/мин: | ||
Д-160, Д-160.01, Д-160.03 | 1250±30 | |
Д-160Б-1, Д-160.01Б-1 | 1070±30 | |
при максимально крутящем моменте, не менее | 800 | |
холостого хода максимальная: | ||
Д-160, Д-160.01, Д-160.03 | 1320±30 | |
Д-160Б-1, Д-160.01Б-1 | 1140±30 | |
минимальная устойчивая, не более | 550 | |
Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора) | правое | |
Максимальный крутящий момент, Н/м (кгс/м), не менее: | ||
Д-160, Д-160.01 | 1098 (112) | |
Д-160Б-1, Д-160.01 Б-1 | 1056 (108) | |
Д-160.03 | 1162 (118) | |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива до ВМТ, градус | 24±2 | |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт.ч (г/л. схч): | ||
Д-160. Д-160.03 | 231+7(170+5) | |
Д-160Б-1 | 229+7(168+5) | |
Д-160.01 | 224+7(165+5) | |
Д-160.01 Б 1 | 222+7(163+5) | |
Фазы газораспределения, градус: | Д-160, Д-160.01, Д-160.03, Д-160Б-1, Д-160.01Б-1 | |
начало впуска до ВМТ | 8±5 14±5 | |
конец впуска после НМТ | 37±5 40±5 | |
начало выпуска до НМТ | 47±5 60±5 | |
конец выпуска после ВМТ | 10±5 10±5 | |
Производительность масляного насоса при противодавлении 0,7-0,8 МПа (7-8 кгс/см2), частоте вращения вала насоса (1700±50) об/мин и температуре масла 75-85°С, л/мин, не менее | 90 | |
Давление масла в главной масляной магистрали при температуре масла перед масляным радиатором 70-85°С, МПа (кгс/см2): | ||
при номинальной частоте вращения | 0,2-0,5 (2-5) | |
при минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода, не менее | 0,09 (0,9) | |
Расход масла на угар: | ||
- относительный, процент от расхода топлива | 0,2-0,5 | |
- удельный, г/кВт х ч (г/л.с х ч), не более | 1,1 (0,8) | |
- относительный общий расход масла, процент от расхода топлива, не более | 1,2 1,2 | |
Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля на режиме номинальной (эксплуатационной) мощности, °С | 65-85 | |
Габариты дизеля в комплектации поставки, мм: | ||
- с пусковым двигателем: | ||
длина | 1795±50 | |
ширина | 1187±50 | |
высота (без выхлопной трубы) | 1741±50 | |
- с электростартерным пуском: | ||
длина | 1732±50 | |
ширина | 1187±50 | |
высота (без выхлопной трубы) | 1728±50 | |
Масса дизеля, в комплектации поставки, кг: | ||
- с пусковым двигателем: | ||
Д-160, Д-160.01, Д-160.03 | 2126±60 | |
Д-160Б-1, Д-160.01Б-1 | 2126±60 | |
- с электростартерным пуском: | ||
Д-160, Д-160.01, Д-160.03 | 1949±60 | |
Д-160Б-1, Д-160.01Б-1 | 1912±60 | |
Тип пускового устройства | пусковой двигатель или электростартер | |
Отбор мощности с переднего конца коленчатого вала в процентах от номинальной мощности, не более | 85 | |
в том числе: | ||
- через шкив коленчатого вала, не более | 50 | |
- через шестерню привода гидронасосов, не более | 60 | |
Предельные углы наклона дизеля, градус: | ||
продольный | 30 | |
поперечный | 20 | |
Турбокомпрессор | ||
Марка | ТКР 11Н-3 | |
Тип турбины | радиально-осевая | |
Тип компрессора | центробежный | |
Степень повышения давления компрессора на номинальном режиме работы дизеля, не менее: Д-160, Д-160.01, Д-160Б-1, Д-160.01Б-1, Д-160.03 | 1,45 | |
Масса турбокомпрессора, кг, не более | 20 | |
Пусковой двигатель | ||
Марка | П-23У | |
Тип | карбюраторный бензиновый, четырехтактный | |
Число цилиндров | 2 | |
Диаметр цилиндра, мм | 92 | |
Ход поршня, мм | 102 | |
Направление вращения коленчатого вала (со стороны кожуха шестерен распределения) | левое | |
Мощность номинальная при стандартных атмосферных условиях не менее, кВт (л. с.) | 13,25 (18) | |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин | 2400±100 | |
Частота вращения холостого хода, об/мин: | ||
максимальная | 2800±50 | |
минимальная, не более | 600 | |
Порядок работы цилиндров*5 | 1-2-0-0 | |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт х ч (г/л. с х ч.), не более | 450 (330) | |
Топливо | бензин А-72 или А-76 по ГОСТ 2084-77 | |
Карбюратор | К 125Л | |
Воздухоочиститель | масляно-инерционный | |
Фазы газораспределения, градус: | ||
начало впуска | 8±2 до ВМТ | |
конец впуска | 34±2 после НМТ | |
начало выпуска | 44±2 до НМТ | |
конец выпуска | 8±2 после ВМТ | |
Регулятор частоты вращения | центробежный | |
Зажигание | от магнето | |
Угол опережения зажигания, градусы по углу поворота коленчатого вала | 25 | |
Тип охлаждения | жидкостной, общий с основным двигателем | |
Тип смазки | разбрызгиванием | |
Редуктор | двухступенчатый с цилиндрическими шестернями | |
Механизм включения | типа «Бендикс» с ручным включением и автоматическим отключением | |
Тип муфты сцепления | непостоянно замкнутая, рычажная, однодисковая, сухая | |
Масса, кг | 220±10 | |
Пуск двигателя | электростартером СТ-230Е | |
Электрооборудование | ||
Генератор 70.3701: | ||
Мощность, Вт | 1000 | |
Номинальное напряжение, В | 28 | |
Стартер 251.3708: | ||
Рабочее напряжение, В | 24 | |
Мощность, Вт | 8200 | |
Стартер СТ-230Е: | ||
Рабочее напряжение, В | 12 | |
Мощность, Вт | 1500 | |
Магнето | М-149-А | |
Свечи зажигания | М-8Т1 |
Клиенты говорят о нас
Всегда заказываю все необходимое для сваебойных установок только здесь. «Машсервис» – лучший поставщик запчастей для спецтехники. Компания работает качественно, реализует детали только от заводов-изготовителей, не ставит лишних надбавок к стоимости. Покупки здесь очень выгодны для такого постоянного заказчика, как я.