Предохранительный клапан ZB-16
Назначение
Клапан ZB-16 предназначен для защиты патрубков и шлангов гидравлической схемы системы поворота от разрыва в моменты пиковых скачков давления гидравлической жидкости.
Состав
- Корпус клапана
- Нарезная втулка
- Два плунжера
- Натяжитель пружины
- Колпак
- Пружины витые цилиндрические
- Заклепка со сферической головкой
- Алюминиевая пломба
Описание
Клапан ZB-16 входит в состав гидравлического распределителя усилителя поворота RSZ1-20. Устройство монтируется в специальное отверстие в корпусе распределителя. Данное винтовое соединение герметизируется уплотнительным кольцом 14.
Корпус 1 представляет собой длинный цилиндрический стакан продольным внутренним каналом. На наружной поверхности выполнен резьбовой участок для установки в корпус распределителя, а также предусмотрены уплотнительные кольца 13 и 14 для герметизации соединения. В стенках корпуса имеются окна для слива масла. На нижнем торце корпуса выполнено седло, закрываемое плунжером 3. Плунжер 3 прижат пружиной 8, которая упирается в нарезную втулку 2. Плунжер 3 имеет продольный сквозной канал переменного диаметра. Часть канала является направляющей для пружины 8. Нарезная втулка 2 ввинчена в корпус 1, зазоры с корпусом уплотнены эластичными кольцами 12 и 19.
Сверху в нарезной втулке герметично установлен натяжитель пружины 4, который позволяет точно настроить давление открытия игольчатого клапана. Давление открытия составляет 10МПа. Отрегулированное натяжение пружины фиксируется болтом 10 и опечатывается пломбой 17. Зазор с каналом втулки нарезной уплотнен эластичным кольцом 11. Алюминиевая клепка 16 выполняет роль подшипника скольжения и предназначена для плавного вращения натяжителя пружины без коробления о последнюю. В нарезной втулке 2 установлен игольчатый клапан, включающий в себя иглу 5, пружину 7 и алюминиевую клепку 16. Пружина 7 прижимает иглу 5 к седлу нарезной втулки.
Действие
Во время рабочего движения поршней сервомоторов системы поворота давление системы плунжер 3 перекрывает возможное движения масла из рабочей камеры распределителя в камеру слива. Давление системы не может сдвинуть плунжер 3 вверх, т.к. в нем имеется сквозное отверстие, и давление на клапан из системы уравновешивается давлением жидкости в пружинной полости за плунжером. Данного давления не достаточно и для того, чтобы открыть иглу 5.
В момент, когда сервомоторы системы поворота полностью выполнили рабочий ход и достигли крайних точек своего движения, гидромотор продолжает подавать гидравлическую жидкость в гидросистему поворота. Возникает резкий скачек давления, при давлении более 10 МПа может произойти разрыв патрубков. Тогда отпирается игольчатый клапан в нарезной втулке, давление в пружинной полости плунжера 3 падает и он сдвигается, сжимая пружину 8, и открывает окно в дренажную камеру распределителя. Дренаж длится непродолжительное время, так как благодаря отверстию в плунжере давление в пружинной полости выравнивается и плунжер возвращается в рабочее положение и закрывает седло.