Двигатель Камаз - запчасти и детали
Автомобили КАМАЗ оснащаются дизельными двигателями собственного производства семейства КамАЗ-740 и газовыми – КамАЗ-820. Кроме того, для ряда моделей применяются дизельные двигатели сторонних (отечественных и иностранных) поставщиков: ЯМЗ, Cummins (рядные 4 и 6 цилиндровые), Daimler, Mersedes-Benz.
История
8-цилидровый 2-х рядный V-образного дизельный мотор КАМАЗ-740 разрабатывался конструкторами Ярославского моторного завода и первоначально именовался ЯМЗ-740.
Планировалось, что камскими двигателями будет оснащаться целый ряд транспортных средств: армейские вездеходы Урал-4320 и грузовики ЗИЛ-133, автобусы ЛАЗ-4202, а также разнообразная сельскохозяйственная и специальная техника. После восстановления уничтоженного пожаром (апрель 1993 года) моторного производства началась глубокая модернизация в новом мощностном диапазоне: от 260 до 360, а потом и до 420 л. с. Важнейшим элементом производства стала широкая кооперация с ведущими мировыми производителями комплектующих: Bosch (электронная система впрыска), Federal Mogul (поршневая группа), ČZ a.s.- Straconice и Schwitzer (трубонаддув) и др.
Семейство КамАЗ-740
Первая модель КамАЗ-740 представляла собой 8-и цилиндровый двигатель с ТНВД с механический приводом и свободным притоком воздуха, степенью компрессии 16,5 и 2-мя клапанами на каждом цилиндре. Цилиндры располагались V-образно в 2 ряда (угол развала 900). Изначальная концепция за прошедшие десятилетия кардинально не изменилась. Однако, мотор прошел глубокую модернизацию, направление которой во многом задавалось изменениями требований к экологическим характеристикам. Так, двигатели класса Евро 1 и выше, оснащаются турбокомпрессорами, обеспечивающими более полное сгорание топлива и повышающими удельную мощность.
Агрегаты класса Евро 3 получили: радиатор охлаждения наддувочного воздуха (обеспечивает существенное повышение КПД), увеличенные на 10 мм ход поршня и рабочий объем камер сгорания (до 11,75 дм3). Совместным с дочерним предприятием Federal Mogul внедрено покрытие поршневых колец хромо-алмазным составом. В модификациях мощностью от 400 л. с. устанавливаются коленчатые валы высокой износостойкости, прошедшие карбонитрирацию (поверхностное жидкостное азотирование). Повышение прочности блока цилиндров и снижение шума достигнуто применением технологии литься из вермикулярного чугуна ЧВГ35.
При доработке двигателя под экологический стандарт Евро-4 была изменена конструкция головок блока цилиндров для установки форсунок топливоподачи и применен литой картер маховика (стандарт SAE1), что дало возможность устанавливать в трансмиссии коробки передач от ведущих мировых производителей: ZF, Allison...
Одной из главных отличительных особенностей 740-х «движков» остаются головки блока, раздельные для каждого цилиндра. Это значительно упрощает и удешевляет замену пробитой головки.
Семейство газовых двигателей КамАЗ-820
Представлена 8-цилиндровыми двигателями серий КамАЗ-820.60 (61 – для автобусов НЕФАЗ) и КамАЗ-820.70, работающими на сжиженном (компримированном) метане. Размер камеры сгорания 120х130, рабочим объем - 11,762 л., степень сжатия – 12. Воздушно-газовая смесь воспламеняется искрой свечи зажигания, установленной на месте форсунки. Свечи - специальные с иридиевыми электродами (производство Federal Mogul) . Впрыск метана через форсунки регулируется электронной микропроцессорной системой. Это позволяет подбирать состав смеси для каждого цилиндра индивидуально, чтобы получать максимальную мощность с минимальными выбросами токсичных веществ. Регулировка подачи воздуха осуществляется дроссельной заслонкой с приводом от электронной педали акселератора.
Следует иметь в виду, что, несмотря на предпринятые значительные усилия, полной унификации деталей дизельных и газовых двигателей добиться не удалось: коленчатый и распределительный валы, поршни с шатунами и кольцами, головки блока, турбокомпрессор, водяной и масляный насосы, поддон картера, картер маховика – не взаимозаменяемы.
Перспективные разработки
В 2015 году были презентованы новые модели: V-образная «восьмерка» КамАЗ-750 (750.10) и радный 6-и цилиндровый КамАЗ-910 экологического класса Евро 5 (с перспективой доработки под Евро-6).
«750-й» проектировался под КамАЗ-5490 с корейской кабиной DMEC. Однако в серию пока не пошел, уступив место немецкому Daimler OM-457.
Перспективный рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель КамАЗ-910 разрабатывался совместно со швейцарской Liebherr-International AG на основе D946 (объемом 12 л). В новом моторе внедрены следующие инновации: 4 клапана на цилиндр, «мокрые» гильзы, единая головка блока цилиндров. Турбонаддув – компрессором Schwitzer. Диаметр поршня 130 мм, а ход аж 150 мм. Объем двигателя – 11,96 л., мощность – 380-550 л.с., крутящий момент – до 2450 Нм. Ожидаемые эксплуатационные характеристики - ресурс до капремонта – 1 500 тыс. км, пробег до замены масла – 150 тыс. км.
Характеристики двигателей Камаз
Модели двигателей |
Экологи-ческий класс |
Размеры цилиндра, мм |
Раб. объем, л |
nном, мин-1 |
Мощ-ность, л.с. |
Макс. кр. момент, Нм |
Пробег до к/р, км |
|
Æ |
ход поршня |
|||||||
740.75-440 |
Евро-4 |
120 |
130 |
11,76 |
1900 |
440 |
2000 |
1 000 000 |
740.74-420 |
420 |
1900 |
||||||
740.73-400 |
400 |
1800 |
||||||
740.72-360 |
360 |
1600 |
||||||
740.71-320 |
320 |
1400 |
||||||
740.70-280 |
280 |
1200 |
||||||
820.73-300 |
Евро-4 |
120 |
130 |
11,76 |
1900 |
300 |
140 |
800 000 |
820.72-240 |
240 |
110 |
||||||
820.74-300 |
300 |
125 |
||||||
820.60-260 |
2200 |
260 |
110 |
|||||
820.61-261 |
||||||||
740.662-300 |
Евро-4 |
120 |
130 |
11,76 |
1900 |
300 |
127 |
450 000 |
740.642-420 |
420 |
186 |
||||||
740.632-400 |
400 |
176 |
||||||
740.602-360 |
360 |
157 |
||||||
740.612-320 |
320 |
137 |
||||||
740.622-280 |
280 |
117 |
||||||
740.652-260 |
260 |
112 |
||||||
740.64-420 |
Евро-3 |
120 |
130 |
11,76 |
1900 |
420 |
186 |
800 000 |
740.63-400 |
400 |
180 |
||||||
740.60-360 |
360 |
157 |
||||||
740.61-320 |
320 |
137 |
||||||
740.62-280 |
280 |
118 |
||||||
740.65-240 |
240 |
98 |
||||||
740.30-260 |
Евро-3 |
120 |
120 |
10,86 |
2200 |
260 |
107 |
800 000 |
740.31-240 |
240 |
93 |
||||||
740.35-400 |
120 |
130 |
11,76 |
1900 |
400 |
157 |
||
740.50-360 |
360 |
147 |
||||||
740.51-320 |
320 |
127 |
||||||
740.52-260 |
260 |
107 |
||||||
740.53-290 |
290 |
122 |
||||||
740.55-300 |
300 |
118 |
||||||
740.37-400 |
400 |
176 |
||||||
740.38-360 |
360 |
160 |
||||||
740.13-260 |
Евро-1 |
120 |
120 |
10,86 |
2200 |
260 |
93 |
800 000 |
740.11-240 |
240 |
83 |
||||||
7403.10 |
Евро-0 |
120 |
120 |
10,86 |
2600 |
260 |
80 |
400 000 |
740.10-20 |
220 |
68 |
||||||
740.10 |
210 |
68 |