Каталог запчастей Т-500
Бульдозер Т-500, относящийся к категории самых крупных гусеничных машин «Четра» (немного слабее по силовым и прочим техническим характеристикам, чем Т-40 – самый мощный серийный бульдозер ОАО «Промтрактор» и один из мощнейших в России), сейчас выпускается в более современном виде и под другим названием – Т-35.01 «Четра». Непосредственно модель Т-500 начала разрабатываться ещё в 70-е годы прошлого века в Советском Союзе, и её представляли на выставке 1991 года в Италии (в Вероне). Под названием Т-500 она выпускалась до 2000-го года. Про оригинальные Т-500 «Четра», до сих пор находящиеся в некоторых карьерах, бульдозеристы говорят, что их остались единицы – «неубиваемых» машин старой комплектации.
Разница в дизеле между Т-500 и Т-40, самым мощным бульдозером «Четра». Области применения Т-500
Самый мощный бульдозер «Четра» Т-40, используемый для вскрытия скальных пород и добычи полезных ископаемых, оснащён дизелем Cummins 590 л.с. Трактор Т-500 (Т-35.01), следующий за ним в порядке уменьшения в модельном ряду, оборудован российским дизелем ЯМЗ-850.10 мощностью 480 л.с. (что тоже немало!) и массой 2050 кг. Дизель ЯМЗ-850.10 завода АО «Автодизель», г. Ярославль, к примеру, ставят на трубоукладчик ТГ-503Я «Четра», способный поднимать части трубопроводов и тоннелей весом по 50 тонн, а на очень коротком плече стрелы – до 100 тонн. С помощью Т-500 также ищут полезные ископаемые, вскрывают каменистые, замёрзшие и слежавшиеся грунты. Его также активно используют нефтяники.
Дизель ЯМЗ-850.10 с турбонаддувом – 4-тактный, 12-цилиндровый, с прямым углом развала цилиндров, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением. Диаметр рабочего цилиндра дизеля и ход его поршня одинаковы – 140 мм.
Отметим, что на старых Т-500 до 2000 года дизель был значительно слабее. Были старые варианты и с немецким «движком», и турбированные. Если они до сих пор эксплуатируются в своих карьерах, то часто проходили замену двигателя на более современный.
Трансмиссия: ГТР, планетарная КПП, бортовые передачи
На более современной версии Т-500 – Т-35.01 «Четра» - крутящий момент трансмиссии бульдозера бесступенчато регулируется гидротрансформатором. Таким образом, усилие тяги машины плавно регулируется в зависимости от возникающего сопротивления со стороны грунта – при рыхлении или бульдозировании. На современной машине Т-35.01, последователе Т-500, установлен современный прозрачный гидротрансформатор с диаметром рабочих колёс 480 мм. Его КПД весьма высокий – 0,906.
Бортовые передачи – 2-ступенчатые (шестерни во внешнем зацеплении + планетарная ступень с неподвижным водилом), причём левая и правая стороны управляются отдельно. Коробка передач планетарная, с 3-мя скоростями перемещения вперёд и назад. У неё шесть валов, косозубые шестерни постоянного зацепления, и она полностью реверсивна, что очень важно при работе трактора рыхлительным инструментом и бульдозерным отвалом.
Гусеничный ход
Опорных катков гусеничного хода с каждой стороны машины – 7, поддерживающих – 2, ширина гусениц – 650 мм. Все гусеничные машины «Четра» имеют особенность в виде самоподжимных уплотнений опорных и поддерживающих, а также натяжных колёс гусеничного хода. Устройство этих уплотнений на итальянском языке носит название «Duo cone», то есть «двойной конус».
К слову сказать, разработчики современных машин «Четра» собрали в их конструкции много международных новинок и достижений – от вышеупомянутых уплотнений колёс на их осях до конструкции коробки передач, от прозрачного гидротрансформатора до фильтров с подогревом.
Бульдозерный отвал и кирковщик
Что касается навесного оборудования Т-500 (Т-35.01):
- такого трактора используется для вскрытия самых твёрдых пород. Всё усилие машины прикладывается к одному зубу. Однозубый кирковщик – параллелограммного типа, общим весом 6,3 тонны. Он способен давить на грунт с усилием 49 тонн. Его возможное максимальное заглубление в почву – 1,3 м, высота подъёма – 0,66 м.
- Полусферический отвал предназначен для высокой производительности при удалении из карьера (котлована, другой выработки) разрыхлённой кирковщиком породы или другого сыпучего материала. Теоретически производительность полусферического отвала считается на 20% выше, чем у отвала прямого. Он может заглубляться в почву на 730 мм (вспомним для сравнения, что у тяжёлого автогрейдера ДЗ-98 и бульдозера Б10М «ЧТЗ» этот показатель – максимум 500 мм). Бульдозерное оборудование Т-500 весит 8,25 тонн.
Основные характеристики отвала:
- ширина – 4530 мм;
- высота – 2120 мм;
- объём призмы волочения – 18,5 м3 (вспомним, что у тракторов 10-го тягового класса этот показатель всего 4-5 м3);
- возможность перекоса в обе стороны – 10 градусов, как и у многих других отечественных землеройных машин.
Один заход на объект на весь объём работ
Гусеничный бульдозер Т-500 (Т-35.01), так же, как и Т-40, - огромная машина с очень большой производительностью, которую можно провозить по дорогам населённых пунктов только с разрешения ГИБДД. Обычно такой трактор один раз завозится на крупную стройку на объекте и остаётся там до окончания работ. Его эксплуатационная масса составляет 59,4 тонны.
Какие запчасти могут быть нужны для Т-500 (Т-35.01)
Какие запчасти могут понадобиться к такой «махине»?
1. Запасные узлы, которые всегда нужны на смену, - это гидроцилиндры рабочего инструмента. Они действительно очень надёжны, но воспринимают всю нагрузку при кирковочных и бульдозерных работах, поэтому имеют свой ресурс. Рано или поздно их придётся заменять или устранять протечки.
Среди таких гидроцилиндров Т-35.01 можно перечислить:
Назначение гидроцилиндра | Диаметр поршня, мм | Ход поршня, мм | Количество в конструкции, шт |
Подъёма и опускания отвала | 160 | 1400 | 2 |
Поворота отвала на угол, максимум 10 градусов | 220 | 360 | 1 |
Подъёма и опускания однозубого кирковщика | 220 | 560 | 2 |
Изменения угла наклона зуба кирковщика | 220 | 500 | 2 |
Представление о мощности машины Т-500 (Т-35.01) и её инструмента можно получить также, вспомнив, что самый большой диаметр поршня рабочего цилиндра в конструкции тяжёлого автогрейдера ДЗ-98 «ЧСДМ» составляет 160 мм, остальные цилиндры – меньше.
2. Ещё одной группой, которая может периодически требовать ремонта или замены, могут являться шестерённые масляные насосы. В составе бульдозера Т-500 их три модели: НШ-250, НШ-100, НШ-10.
Заметим, что насосы НШ- очень популярны в конструкциях отечественных спецмашин. Например, для моделей Т10М, Б10М «ЧТЗ» используется НШ-50 и прочие модификации.
3. Бульдозеристы, работавшие на Т-500 и Т-35.01, упоминают топливный насос ТНВД как узел, который иногда требует замены или обслуживания.
4. Не стоит забывать и о гусеницах, гусеничных тележках и колёсах. Конечно, это очень прочная и износостойкая часть машины. Над износостойкостью ферромарганцевых сплавов, из которых льют опорные катки, ведущие и натяжные колёса, а также башмаки гусениц трудилось много советских учёных.Однако не зря ведущие колёса (звёздочки) тяжёлых бульдозеров «Четра» собираются из сменных сегментов. Бульдозер Т-500 (Т-35.01) «Четра» ходит по самым сложным - каменистым, скальным и мёрзлым - грунтам и, раскалывая их на множество острых фракций, буксует по ним гусеницами. При этом не может не идти процесс износа, каким бы надёжным и прочным ни был механизм.
5. Периодически могут надобиться запчасти и к самому дизелю ЯМЗ и обслуживающим его системам. Специалисты-практики утверждают, что машина на очень тяжёлых режимах работы порой «греется». Не зря завод «Промтрактор» со временем перешёл на немецкий радиатор AKG, который считается качественным.
Все эти и другие запчасти к Т-500 (Т-35.01) «Четра» можно найти в каталоге узлов в этом разделе, который мы планируем пополнять и расширять.
Исходя из того, что Т-500 в его оригинальном виде – машина, снятая с производства, которая могла подвергаться затем доработкам и замене двигателя, просим сообщать при заказе запчастей всю эту информацию, особенности, возраст бульдозера, модель дизеля.