Запчасти для бульдозера Т-330
Линейка бульдозеров «Четра» отличается преемственностью моделей: бульдозер Т-500 со временем, после 2000 г., «превратился» в Т-35.01, а Т-330 (меньшая по типоразмеру модель) – в трактор Т-25 «Четра». Стоит также учитывать огромный опыт конструкторской школы Советского Союза в части унификации: документация на трактор, разработанный на «Челябинском тракторном заводе», в 70-е или более поздние годы прошлого века могла быть передана на завод в Чебоксарах (ныне АО «Промтрактор») и органично встроиться в модельный ряд разрабатываемых там тракторов. С моделью Т-330 именно так и произошло: проект создания этой машины относится к 1972 году и был передан в Чебоксары в 1975 году из Челябинска. С тех пор этот тяжёлый промышленный трактор стал знаменит как «триста тридцатый».
Каким ранее был Т-330
Масса бульдозера Т-330 (25-го тягового класса) составляла 42 тонны. Уже в то время на этой модели был проведён эксперимент по организации переднего расположения кабины, что улучшало обзорность для бульдозериста. Тогда же уже появилось понятие о гидромеханической трансмиссии для плавного регулирования тяги. Гидротрансформатор, такой, как у Т-330, в Советском Союзе был реализован также на тепловозе ТГМ1. Номинальная тяга машины составляла 25 тонн, максимальная – 66 тонн. Трактор с дизелем мощностью 330 л.с. был укомплектован двигателем 8ДВТ-330М «Волгоградского моторного завода», 4-тактным 8-цилиндровым. Привод управления гусеницами был раздельный.
На базе трактора Т-330 появился бульдозер Т-330Р1-01, который оснащался однозубым или трёхзубым рыхлителем. Отвал имел управляемую от гидравлики функцию перекоса.
Про бульдозер Т-330 в прошлом веке говорили, что в 1970-е годы он соответствовал мировому уровню развития техники, имел большой потенциал для дальнейшей модернизации – что и произошло, когда на его базе появилась модель Т-25 «Четра». Считается, что сам Т-330 эксплуатировался порядка 40 лет, и отдельные экземпляры до сих пор встречаются на строительных площадках России.
В дальнейшем на Т-330 стали ставить более мощный ярославский 12-цилиндровый дизель ЯМЗ-240 НМ2 мощностью 500 л.с. Такой дизель пробовали использовать и на старых Т-500, привод которых также был турбирован.
Применение Т-330
Модель Т-330 с дизелем 330 л.с. – достаточно мощная для того, чтобы справляться с мёрзлыми и твёрдыми грунтами, использоваться для вскрышных работ в открытых разработках горных пород. Для сравнения, бывший Т-500 (ныне Т-35.01 «Четра») был оснащён дизелем мощностью 480 л.с. Широко используемый ныне в России Б10М «Челябинского тракторного завода» (10-го тягового класса) - дизелем Д-180 «ЧТЗ – Уралтрак» мощностью только лишь 180 л.с.
Т-330 возводил плотины, насыпи, дамбы, готовил котлованы под фундаменты промышленных сооружений, твёрдую основу под железнодорожное полотно.
Элементы современных тракторов в проекте «старого» Т-330 (Т-25 «Четра»)
Несмотря на то, что проект Т-330 был разработан очень давно, порядка 40 лет назад, в его конструкции можно встретить многие элементы современных бульдозеров. В том числе, он оборудован:
- полусферическим отвалом 4,86 х 1,82 м, с гидравлическим подъёмом-опусканием и перекосом (угол относительно продольной оси трактора менялся на ± 12 градусов, призма волочения была 13 м3);
- рыхлителем, управляемым от гидравлики, с регулируемым углом наклона (угол регулировался в пределах 14-ти градусов, зуб рыхлителя заглублялся в грунт на глубину до 1380 мм, с максимальным усилием вырывания 56,4 тонны);
- элементами автоматического управления;
- непрозрачным гидротрансформатором диаметром 480 мм, с КПД = 0,906;
- гусеничным ходом с 7-ю опорными катками с каждой стороны, 2-мя поддерживающими, с шириной башмаков 650 мм;
- шестерёнными масляными насосами НШ-250, НШ-50У3-Л, которые встречаются на многих современных российских спецмашинах;
- рабочими гидроцилиндрами подъёма – опускания отвала, перекоса отвала, подъёма - опускания рыхлителя.
Комплектация запчастями старых Т-330 – что мы можем
Что касается поставки запчастей владельцам «оставшихся» Т-330 «Четра», можем сказать, что мы готовы помочь достать узлы и к старым дизелям, и организовать замену опорных катков, звёздочек, натяжных колёс и самих гусениц. Принцип стандартизации и унификации, пришедший к нам из советской конструкторской школы, не подводит нас и сейчас – практически все запчасти и узлы знакомы и обращаются на нашем рынке спецтехники, входят в состав других машин.
К примеру, шестерённые насосы НШ-, гидроцилиндры с диаметром поршня 160-220 мм, гидротрансформатор в сборе, управляющие элементы гидравлики (клапаны, золотниковые гидрораспределители) мы всегда сможем достать у надёжных поставщиков, с которыми работаем давно.
Однако нам будет, конечно, нужно знать историю Вашей машины, раз уж она давно снята с производства:
- серийный номер;
- год выпуска;
- была ли замена дизеля на более мощный и современный (8ДВТ-330М на ЯМЗ-240 и т.п.);
- выполнялась ли какая-то другая модернизация.
При наличии полной информации – многие запчасти от нового Т-25 «Четра» подойдут к его старому прообразу Т-330.