Запчасти для бульдозера Т-15
Наша задача как поставщика спецтехники с большим опытом – расширять круг заказчиков, довольных сотрудничеством с нами, за счёт того, что мы решаем их проблемы, то есть можем:
- порекомендовать и быстро достать или продать со склада запчасти;
- помочь определить, в чём поломка;
- подобрать вариант новой машины, соответствующей бюджету клиента.
Проблемы у заказчика – например, строительной компании – конечно, могут быть и с техникой, которую они у нас не покупали. В плане поставок запчастей мы всегда готовы расширять свой ассортимент. К примеру, мы занимаемся уже много лет тракторами и бульдозерами «ЧТЗ» - потому, что это надёжные и мощные машины, и потому, что оригинальный производитель находится с нами в одном городе (а лицензионные сборщики машин «ЧТЗ» также географически располагаются неподалёку). При этом мы разбираемся и в машинах завода-конкурента нашего поставщика – например, ОАО «Промтрактор», Чебоксары – и можем поставлять запчасти к бульдозерам «Четра».
В этом разделе мы поговорим о запчастях к бульдозеру среднего тягового класса, Т15 «Четра». Машины 15-го тягового класса могут использоваться, к примеру, для постоянной подачи угля на ТЭЦ, работающих на угле, или для крупных объёмов работ в строительстве. Запчасти при таких условиях работы требуются довольно часто, в порядке планового обслуживания и сервиса, и, честно говоря, плох тот хозяин, который такое обслуживание регулярно не проводит.
Немного о самом бульдозере «Четра» Т15: в помощь снабженцу
Зачастую, если крупный заказчик с большим парком спецтехники собирается приобрести много запчастей, в том числе и к бульдозерам «Четра», он даёт своим снабженцам задание исследовать рынок и провести тендер. Таким специалистам обычно нелегко разобраться в требующейся номенклатуре запчастей без помощи того, кто хорошо знает спецтехнику. В помощь таким заказчикам мы публикуем здесь информацию о самом бульдозере «Четра» Т15, чтобы создать представление о машине и её основных узлах.
Бульдозер «Четра» Т15, выпускаемый в Чебоксарах, имеет массу 28-30 тонн, в зависимости от оснащения. Как известно, масса трактора (бульдозера) и сила сцепления – это основное, что определяет тягу машины: возможность тащить за собой многотонный груз, рыхлить скальный или мёрзлый грунт однозубым или трёхзубым кирковщиком. Бульдозер Т15 комплектуется дизелем ЯМЗ-238-НД7-1 мощностью 235 л.с. или немного большей мощности американским дизелем Cummins. К слову сказать, Cummins за последние 20 лет отлично зарекомендовал себя в России как двигатель для отечественной спецтехники, в первую очередь – грузовиков «КамАЗ», и на запчасти Cummins регулярно проводится много тендеров.
Модификации бульдозера «Четра» Т15
Существует ряд модификаций модели Т15 «Четра», немного различающихся рабочим объёмом и моделью дизеля «ЯМЗ» или Cummins и устройством гусеничной тележки (например, Т-15.02Я, Т-15.02К, Т-15.02ЯМ). Рабочий объём двигателя варьируется от 8,3 до 14,86 л, причём у дизелей «ЯМЗ» он значительно больше. Трансмиссия у всех модификаций гидромеханическая, подвеска – полужёсткая 3-точечная с вынесенной осью качения.
Бульдозер Т15 в стандартной комплектации имеет 6-катковые тележки с 2-мя поддерживающими роликами, но есть уже и 7-катковое (Т-15.02Я), и 8-катковое исполнение (Т-15.02ЯМ).
Трансмиссия, КПП, навесной инструмент и управление им от гидравлики на Т15
Согласно техническим характеристикам бульдозера «Четра» Т15, машина имеет ширину башмака гусеницы 560 мм, три передачи переднего хода (3,9 - 11,1 км/ч) и три - заднего хода (5,1 - 14,2 км/ч). По скоростям движения машины нет существенных отличий модели Т15 среднего тягового класса от меньших моделей Т9 и Т11 «Четра».
Коробка передач, связанная с гидромеханической трансмиссией и главной конической передачей, - планетарная, бортовые редукторы 2-ступенчатые. Конструкция бортовых редукторов считается одним из плюсов бульдозера «Четра», наряду с самоподжимными уплотнениями опорных катков и прочих колёс (так называемая система «двойной конус»).
Что касается навесного оборудования, бульдозер «Четра» Т15 работает однозубым или трёхзубым кирковщиком (так называемым многозубым нерегулируемым) и несколькими видами отвалов: сферическим, полусферическим, прямым. Для управления отвалами и рыхлителями работают следующие гидроцилиндры:
- для подъёма отвала – 2 цилиндра с диаметром поршня 110 мм, ходом поршня 1200 мм;
- для изменения угла поворота отвала – 1 гидроцилиндр с поршнем 160 мм, небольшим ходом поршня 310 мм (как известно, бульдозеры любого отечественного производителя поворачивают отвал на не очень большой угол и не могут в этом свойстве сравниться с тем же автогрейдером);
- для подъёма кирковщика – 2 гидроцилиндра с диаметром поршня 160 мм, ходом 530 мм.
Гидравлическая система бульдозера включает золотники, положение заслонки которых определяет положение отвала или кирковщика: «кирковщик поднят», «опущен», «в нейтрали» и т.п.
«Промтрактор» vs «ЧТЗ»: отечественные или импортные комплектующие?
Если сравнить двух основных конкурентов, производителей промышленных тракторов и бульдозеров на российском рынке, – «Челябинский тракторный завод» и «Промтрактор» (Чебоксары), можно заметить ту тенденцию, что «ЧТЗ» предпочитает всё же большинство комплектующих делать самостоятельно, от опорных катков до дизеля «ЧТЗ – Уралтрак», хотя, конечно, есть компоненты, которые уже принято брать у импортных производителей. Это касается, к примеру, удобного эргономичного регулируемого сидения кабины Pilot, кондиционера Zenith, отопителя кабины Eberspaecher. Тем не менее, даже предпусковой подогреватель дизеля у бульдозера «ЧТЗ» отечественный (ПД-…), в том время как производитель бульдозеров «Четра» пользуется немецким Eberspaecher. В составе бульдозера «Четра» Т15 и прочих моделей прослеживается много импортных комплектующих, качество которых стандартно устраивает производителя:
- немецкие литые алюминиевые радиаторы;
- фильтры Fleetguard (по которым хорошо видно их состояние, а также есть функция подогрева топлива) и прочие импортные фильтры;
- американский шестерённый насос David Brown;
- гидроприводы, гидрораспределители и джойстики для электрогидравлического управления фирмы Bosch – Rexroth (Германия).
Закупка запчастей в наше время: кризис и качество
При современном состоянии российской экономики, которая недавно была вынуждена – именно вынуждена – перейти на курс импортозамещения в то время, когда очень многие производители, в особенности – машиностроители, за многие годы уже потеряли себя, применение импортных комплектующих – вопрос спорный. Они стоят больших денег, их гораздо тяжелее завозить в Россию, чем ещё в 2012-2013 годах. Это связано, в том числе, и с тем, что привозятся в Россию и проходят таможенную очистку гораздо меньшие объёмы импортных запчастей, что увеличивает в составе одной партии товара стоимость каждой детали за счёт транспорта и пошлин.
Небольшие фирмы, которые раньше хорошо жили на перепродаже заграничных запчастей, в большом количестве при кризисе погибли, так как потеряли возможность иметь объёмы и прибыль. Однако завод ОАО «Промтрактор» ввиду объёмов своей деятельности, размеров предприятия и налаженных логистических сетей с этой проблемой справляется лучше. В плане курса импортозамещения «Челябинский тракторный завод», возможно, и в лучшем и менее уязвимом положении, но, с другой стороны, качество известных мировых производителей никто не отменял. Естественно, с учётом всех описанных выше моментов, бульдозер Т15 с дизелем Cummins дороже, чем с «ЯМЗ», однако считается выше и мощность, и экологичность, и ресурс.
Комплектующие гидравлики Bosch – Rexroth по качеству и популярности тоже ни у кого сомнений не вызывают. Конечно, любому гражданину России должно быть жаль, что наша гидравлика в настоящее время «в загоне». Однако все уважающие себя машиностроители стараются пользоваться гидравлическими компонентами Bosch (Германия), Atos (Италия), Galtech, Duplomatic (Италия), и единственное, что их останавливает в последние годы – «кризисная» дороговизна любых комплектующих, продаваемых за евро.
Технические характеристики Т15 «Четра»
Характеристика |
Значение |
Дизель российский или американский |
ЯМЗ-238-НД7-1 (235 л.с.) или Cummins QSB 8,3 – C245 (245 л.с.) |
Трансмиссия и бортовые редукторы |
ГМТ, планетарная коробка, 2-ступенчатые бортовые редукторы (1-я ступень – шестерни внешнего зацепления, 2-я – планетарное зацепление). Активный диаметр гидротрансформатора ГМТ – 410 мм. Муфты диаметром 415 мм. Главная передача - коническая |
Перемещение вперёд, км/ч |
3,9 (I-я передача) – 11,0 (III-я) |
Задний ход, км/ч |
5,1 (I-я передача) – 14,2 (III-я) |
Количество катков гусеничного хода, шт - опорных - поддерживающих |
6 (есть модификации машины, где 7 и 8) 2 |
Характеристики гусеницы (тип - с одним грунтозацепом и жидкой смазкой в уплотнениях шарниров): - ширина башмака, мм - число траков, шт - высота грунтозацепа, мм - длина базы, мм |
560 40 70 2470 |
Вес машины, тонн |
28 – 30 |
Навесное оборудование и управление им |
Отвал прямой/ полусферический/ сферический. Рыхлитель однозубый или трёхзубый. Управление: парами гидроцилиндров для подъёма – опускания отвалов и кирковщиков, 1 гидроцилиндр – для поворота отвала. Положения навесного инструмента («верх», «низ», «нейтраль») – регулировка золотниками в гидросистеме |