Узлы, совпадающие с краном ДЭК-251
Перечень одинаковых узлов и агрегатов, применяемых в кранах ДЭК-251 и ДЭК-321:
№ | Обозначение | Наименовние | Масса, кг | Кол-во, шт |
1 | 25.03.00.000 | Колесо ведущее | 231,25 | 2,00 |
2 | 25.04.00.000 (361.04.00.000) | Колесо натяжное | 177,00 | 2,00 |
3 | 25.05.00.000 | Колесо опорное | 73,80 | 18,00 |
4 | 25.06.00.000 | Ролик поддерживающий | 9,43 | 8,00 |
5 |
251.09.00.000 (ДЭК-251: в сборке 48 болтов 2509-14) 251.09.00.000-01 (ДЭК-321: в сборке 48 болтов 2509-15) |
Опора роликовая | 970,00 | 1,00 |
9 |
251.17.00.000-01 (ДЭК-251) 251.17.00.000-01-03 (ДЭК-321: отличие в каркасе и обшивке) |
Кабина |
420,00 460,00 |
1,00 |
10 | 251.28.00.000-01 | Обойма крюковая 5т | 213,40 | 1,00 |
11 | 251.20.28.000 | Гусек 5м | 345,00 | 1,00 |
12 | 251.20.30.000 | Гусек 10м | 622,00 | 1,00 |
Самоходные гусеничные краны ДЭК-321 (максимальная грузоподъёмность при основной стреле 14 м – 32 тонны) и ДЭК-251 (аналогичная характеристика – 25 тонн) по конструкции во многом похожи. Обе машины предназначены для перемещения на гусеницах по сложной пересечённой местности, без предварительной подготовки площадки для работы крана. Оба крана могут выполнять строительно-монтажные работы, оперировать двухчелюстным грейфером и подъёмным электромагнитом (функциональные возможности ДЭК-321 немного шире). Однако кран ДЭК-321 гораздо современнее по своей конструкции: в отличие от его предшественника в модельном ряду продукции «Челябинского механического завода», он разработан не в середине прошлого века, а начал выпускаться только в 2003 году, и в его проектировании участвовали три ведущие организации страны – из Челябинска, Санкт-Петербурга и Москвы. Кран ДЭК-321 имеет современное электронное управление, позволяющее хранить информацию на «бортовом» компьютере, обеспечивать безопасность работы и предотвращать «выход» координат перемещения рабочих органов машины за границы допустимых диапазонов (это касается подъёма стрелы, наклона машины с грузом, позиционирования крюковой обоймы, работы в условиях тесной площадки). Гусеничный механизм нового крана ДЭК-321 также более универсален и гибок.
Тем не менее, есть основные элементы конструкций самоходных стреловых гусеничных кранов ДЭК-321 и ДЭК-251, которые, по соображениям унификации, различаться не должны. Это колёса, натягивающие и поддерживающие гусеничную ленту (в том числе – входящие с ней в гребневое зацепление), крюковая обойма на 5 тонн, конструкции (фермы) неподвижных гуськов 5 и 10 метров. Ведущее и натяжное колёса гусеницы – сами по себе достаточно сложные изделия из специальной износостойкой стали, проходящие после изготовления литьём многостадийный процесс термообработки. Далеко не каждый производитель, который захочет копировать эти детали кранов ДЭК-251 и ДЭК-321, может выполнить его правильно. В немного меньшей степени это касается опорных колёс гусеницы крана и поддерживающих её вверху роликов. Если предприятие специализируется на тяжёлом машиностроении и выпускает продукцию серийно, вполне логично решение такие узлы унифицировать и от модели к модели не менять, если их конструкция уже проверена годами.