Прибор безопасности ОНК
Когда на промышленном рынке заходят споры об устройстве, поставках, наладке различной техники, в том числе и относящейся к тяжёлому машиностроению, часто можно услышать такое суждение: отечественный подъёмный кран – не станция «Фобос-Грунт», ничего очень сложного и тем более современного в его конструкции быть не может. Дескать, это «железка», и довольно устаревшая, хотя и надёжная. Тем не менее, наши разработки в области электроники, применяемые в качестве комплексных приборов безопасности ОНК, ОГМ на современных российских автокранах и гусеничных стреловых кранах позволяют с этим поспорить. Прибор безопасности ОНК на кране – не только ограничитель нагрузки, как его часто называют для простоты. Координатную защиту, входящую в его состав как одна из функций, можно было бы сравнить с парковочной системой, применяемой на автомобилях-иномарках, но и это весьма упрощённое сравнение. Парковочная система автомобиля имеет «бытовое» применение, в то время как координатная защита крана «бережёт» и большую тяжёлую грузоподъёмную машину, и груз, и оператора, и окружающие уже возведённые объекты. Более правомерно сравнивать комплексный прибор безопасности ОНК или ОГМ с системой ЧПУ станка на производстве.
Возможно вас заинтересует: каталог дорожно-строительной техники
Основные функции комплексного прибора безопасности
- (в зависимости от подключённых основных и дополнительных функций и возможностей прибора) отслеживание безопасной работы грузоподъёмной машины при перемещении и оперировании грузом.
Идёт постоянная работа по съёму данных с датчиков усилия, азимута, наклона стрелы, приближения к ЛЭП, силы ветра и т.п. Датчики имеют разное устройство – в виде концевого выключателя или механического устройства с концевиком в составе, блока с антенной, если речь идёт о приближении к ЛЭП, и т.п. Датчики передают о текущем состоянии рабочих органов машины аналоговые сигналы, которые перерабатываются в цифровой вид в блоке обработки данных (БОД) после того, как их «собирает» БВН - блок выходов и нагрузок (нагрузки могут быть индуктивные, резистивные и прочие). На базе обработки и анализа полученных цифровых сигналов центральный процессорный блок прибора выполняет расчёт и принимает решение, опасна или безопасна операция, не будет ли перегрузки или столкновения, выдаёт рекомендации оператору, блокирует запрещённые небезопасные действия.
- Память, регистрация всех выполненных краном действий, так называемый «параметрический чёрный ящик».
- Возможность, при подключении дополнительных функций прибора ОНК (например, ОНК-160С на автокране), регулировать:
- нагрузку на гидропривод;
- скорость при приближении переносимого груза (выдвигаемой подвижной секции стрелы, поворачиваемой платформы) к заданной точке, то есть выполнять постепенное замедление перед остановкой, что снижает нагрузку на рабочие органы крана, делает работу плавной, бесшумной и более безопасной.
Это возможно за счёт того, что можно при установке настроить комплексный прибор таким образом, что «подключить» его, в том числе, к КОУ стрелы, клапанам гидропривода.
Старые подъёмные краны, когда не существовало таких приборов, действительно были «мощной надёжной железкой», зависящей только от человека за рулём и рычагами. При его работе также действовало правило всех начинающих автомобилистов, обучаемых инструктором, которое часто звучит так: «не дай тебе бог чего-нибудь когда-нибудь не заметить». С развитием техники вообще и электроники в частности (также весьма радостно, что электроники именно нашей) огромным благом стало то, что оператор может меньше бояться «что-нибудь не заметить» или не учесть: его ошибку исправит электронный блок – машина остановится, прибор безопасности объяснит неверные действия, даст рекомендации.