Приборы безопасности ОГМ 240
Комплексный прибор безопасности ОГМ 240, который иногда называют «чёрным ящиком» системы управления подъёмной машиной, появился сравнительно недавно (в 2000-х годах) и является современной российской разработкой в области электроники. К примеру, его модификация ОГМ 240-38 используется на новых стреловых гусеничных кранах ДЭК-321 «Челябинец» грузоподъёмностью до 32 тонн, с возможностями подъёма груза до 36-40 метров (с башенно-стреловым оборудованием – до 45 метров), выпускаемых «Челябинским механическим заводом» с 2003 года.
Датчики, которыми оборудуется кран для работы прибора безопасности ОГМ 240
Казалось бы, конструкция отечественного гусеничного стрелового крана имеет малое отношение к электронике, но это заблуждение. Современный кран оснащается различными датчиками (путевыми выключателями, встроенными в общую электрическую цепь управления машины, и датчиками других видов – индуктивными, резистивными), показания которых позволяют контролировать безопасность выполняемых операций. К примеру, это:
- Датчик опасного приближения к высоковольтным линиям электропередач или целый модуль защиты от опасного напряжения (например, МЗОН-1).
- Датчик азимута: он связывается с опорно-поворотным устройством (ОПУ) крана и отвечает за «координатную защиту», за возможность поворота среди других объектов на площадках, где не очень много места для работы крановым оборудованием. Это так называемая «защита от столкновения», немного похожая на автоматическую парковочную систему автомобиля.
- Датчик наклона стрелы: его задача – передавать данные в вычислительный блок (блок обработки данных, или БОД) прибора ОГМ 240 и не допускать опасного наклона стрелы крана с грузом, который может привести к опрокидыванию. Датчик устанавливается на поворотной платформе кранового оборудования близко к корню стрелы.
- Датчик усилия: призван «проверять», не превышаются ли возможности крана по грузоподъёмности. На гидравлических машинах (например, автокранах) для этой же цели может служить датчик давления, определяющий, не создаёт ли основной гидронасос машины давление, уже приближающееся к максимально допустимому. В последнем случае сработает клапан защиты от перегрузки, давление будет понижено, избыточная гидравлическая жидкость (масло) – сброшена в бак по сливной магистрали гидросистемы, а недопустимая операция – заблокирована, о чём оператор машины получит соответствующее сообщение.
- Концевые датчики максимального и минимального положения по высоте (подъёма и опускания) крюковой обоймы, и т.п.
Блок входов и нагрузок прибора ОГМ 240, блок обработки данных (БОД)
Понятно, что одних только «разрозненных» показаний датчиков, из которых каждый отвечает за свою сферу, было бы мало для создания системы безопасной работы такой огромной машины с тяжёлым грузом на крюке, как подъёмный кран, учитывая также его маневренность и возможность совершать несколько операций одновременно.
В составе комплексного прибора безопасности необходим блок входов и выходов (в составе импортных машин с электронным управлением он часто называется I/O card, input/output card, на отечественном стреловом кране - блок БВН 1.8-03 или другой), входов и нагрузок. Он «собирает» данные с индуктивных датчиков, резистивных элементов, «концевиков», прочие аналоговые сигналы и передаёт их в цифровом виде на обработку в вычислительный блок прибора безопасности ОГМ 240, на так называемую «центральную процессорную плату».
От чего спасает и какие возможности предоставляет ОГМ 240
В результате совместной работы датчиков, блока входов и выходов (нагрузок) и вычислительного блока прибора ОГМ 240, а также имеющейся у него памяти, прибор позволяет:
- защитить кран от выполнения небезопасных операций, прекратить их, заблокировать, предупредить оператора с помощью сообщений на дисплее (это касается столкновения с другими объектами при повороте платформы крана в стеснённых условиях, перегрузки, опрокидывания, приближения к ЛЭП и т.п.);
- зарегистрировать все выполняемые операции и команды;
- записать всю сохранённую информацию на флэш-карту, перенести для сохранения на удалённый компьютер.
Этим электронным прибором можно оснастить и более старый подъёмный кран, не оборудованный им изначально, если машина предварительно оборудована всеми необходимыми датчиками, а в её электрошкаф можно установить упомянутую выше плату входов-выходов (либо блок входов и нагрузок). Интерес к этой разработке со стороны потребителей достаточно высок. В Интернете на форумах встречаются фотографии нового электронного модуля безопасности, установленного в уже видавшую виды кабину старого подъёмного крана, если его хозяин согласен для модернизации уплатить цену прибора безопасности ОГМ 240. В таких случаях владельцам бывших в употреблении машин настоятельно советуют не подсоединять прибор самостоятельно, обращаться в специализированные организации. В любом случае, этот прибор, при правильном подключении, обеспечивает безопасность работы крана, и оснащённая им машина будет с высокой вероятностью соответствовать требованиям Ростехнадзора. Современные стреловые гусеничные краны ДЭК-321 «Челябинского тракторного завода» с 2003 г. оборудованы этим модулем безопасности уже в стандартной комплектации при поставке.