Приборы безопасности и контроля
В продаже комплексные приборы безопасности серий ОГМ и ОНК для высокого уровня оснащённости и современности управления отечественных гусеничных, башенных кранов и автокранов, - например, ДЭК-251 и ДЭК-321 «Челябинец», многих моделей автокранов «Ивановец» с двух- и трёхсекционной телескопической стрелой. Компания Машсервис предлагает купить приборы от заводов-изготовителей по лучшим ценам, с гарантией 12 месяцев.
В нашей промышленности мы прошли достаточно длинный – пару десятков лет – и бесславный путь разрушения многих её областей и, в том числе, электроники и машиностроения, когда долго было принято утверждать, что отечественной продукции, тем более – качественной и в объёмах крупносерийного производства, больше нет и не будет, всё вытеснится импортом. Такие заявления звучали даже в тех случаях, когда серьёзные разработки и российские продукты уже были созданы и успешно использовались, только мало рекламировались на фоне импортной продукции, активно продвигаемой торговыми компаниями – дилерами иностранных производителей. На фоне современной политики импортозамещения такие утверждения, к счастью, остались в прошлом, а современные российские электронные приборы безопасности грузоподъёмных машин – одно из лучших для них опровержений.
Состав приборов безопасности: процессорные платы и датчики, назначение элементов
Приборы безопасности кранов ОГМ и ОНК имеют в своём составе:
1. Общий блок (центральную процессорную плату) обработки данных (БОД), в котором:
- аналоговые сигналы, полученные от ряда датчиков положения (состояния) рабочих органов крана, преобразуются в цифровые;
- осуществляется обработка этих цифровых значений;
- автоматически делается вывод о состоянии положения того или иного рабочего органа крана, например, стрелы или крюковой подвески (опасное, безопасное);
- на базе этого результата даётся команда в систему управления машиной, следует ли прекратить перемещение, подъём или опускание груза (крюка), отодвинуться от опасной зоны, в том числе может быть дан предупредительный звуковой сигнал оператору;
- все полученные данные и результаты записываются в память и могут быть затем пошагово воспроизведены и проанализированы, как в «чёрном ящике» или бортовом журнале.
2. Набор датчиков, передающих данные о положении (состоянии) рабочих органов крана в БОД, в том числе имеющих в своём составе концевые (путевые) переключатели. Например, концевиками отслеживаются нижнее и верхнее допустимые положения крюковой подвески крана. К таким датчикам относятся также:
- датчик приближения к высоковольтным ЛЭП;
- датчик приближения к другим объектам при работе в стеснённых условиях строительной площадки или при монтаже высотного здания;
- датчик азимута;
- датчик угла наклона стрелы и т.п.
Такие приборы безопасности грузоподъёмных машин, как процессорные электронные устройства ОНК и ОГМ, имеют дисплей, клавиатуру и память и по виду напоминают блоки ЧПУ (числового программного управления) современных станков. Прибором ОГМ 240-38 оборудуется примерно с 2003 года гусеничный кран ДЭК-321 «Челябинец» грузоподъёмностью 32 тонны. Комплексным прибором ОНК-140 оснащён, например, автокран КС-45717К-1 «Ивановец» (25 тонн), и в состав этого блока входят:
- модуль МЗОН-1 для защиты стрелы от попадания в зону опасных напряжений;
- датчик длины стрелы ДДС-03;
- датчик угла маятниковый ДУГМ-1 (связан с предельно допустимым наклоном стрелы автокрана);
- датчик азимута ДА-001 (связан с допустимым диапазоном углов наклона самого крана относительно горизонтали, препятствует возникновению опасности переворота крана с грузом), и т.п.
Дальнейшее развитие систем безопасности на грузоподъёмных машинах
Набор разновидностей приборов и устройств безопасности грузоподъёмных кранов отечественного производства постоянно расширяется: в настоящее время существуют уже не только комплексные приборы, описанные выше, но и навигационные контроллеры – например, системы «АвтоГРАФ» (бортовые контроллеры, навигационные модули, персональные трекеры). Не говоря только о безопасности работы, всё это значительно повышает управляемость сложных и тяжёлых грузоподъёмных машин, создаёт удобство и эргономичность системы для оператора, приближает её к системе управления современным автомобилем. Единственным минусом всех этих систем является то, что они требуют от оператора крана привычки работать с электроникой и «не бояться» её. Однако это тенденция современного мира - многие современные специалисты привыкли часто «смотреть на экран», тем более что до работы на грузоподъёмных машинах операторов допускают только после соответствующего обучения.